Проверьте патрубок
С проблемой, о которой я хочу рассказать, могут столкнуться не только владельцы «Калины», но и некоторых «десяток». Правда, приехал ко мне с жалобой именно хозяин «Калины»; и вот на что сетовал бедняга: «Когда резко сбрасываю газ при выключенной передаче, обороты холостого хода часто падают ниже положенных - и мотор глохнет. Это крайне неудобно, особенно в уличных пробках!»
Действительно, кому же такое «удобно»! Стали разбираться. Нашли любопытную деталь: в таких случаях загоралась лампочка «проверь двигатель», а при диагностировании была определена ошибка 0102 - низкий уровень сигнала от датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Довольно странная ошибка, если учесть, что раньше я с нею не сталкивался, а при проверке «подозрительного» ДМРВ его показатели оказались в норме! Кстати, последнее неудивительно - с появлением ДМРВ серии 116 нарекания на их капризы практически исчезли. Надежность и срок службы, по сравнению с прежними, бесспорно выше. Прогресс налицо. Но ставить такие ДМРВ на прежние машины все же не стоит - как показал опыт, при этом не исключены проблемы с составом рабочей смеси в цилиндрах.
На всякий случай мы сняли дроссельный патрубок и тщательно промыли. Помогло! При сбросе газа мотор уже не останавливался. Но радость длилась недолго: машина снова стала глохнуть.
Из консультации со знакомыми «гарантийщиками» я узнал, что эта особенность отдельных машин им хорошо известна. Накоплен определенный опыт: в этих случаях нередко помогает замена контроллера «Бош-Саратов» М 7.9.7 аналогами других заводов (прошивки контроллеров разные!) - и этим добиться безукоризненной работы. Но отправленные на завод контроллеры М 7.9.7 возвращались на СТО с одним и тем же вердиктом - «исправны». И как тут быть владельцу - платить за смену контроллера? Ситуация не очень красивая. А нельзя ли все же найти выход подешевле?
Оказалось - можно. Дело в том, что в современной системе вентиляции картера шланг большого контура присоединен непосредственно к резиновому воздуховоду через пластмассовый патрубок, показанный на рисунке. Его номинальный внутренний диаметр - 13 мм. Но попадаются машины, на которых этот патрубок имеет внутреннее сужение, вроде дросселя, - здесь диаметр всего 6 мм. Вот эти машины и капризничают! Как же такое получилось? Оказывается, когда на «десятках» стоял еще дроссельный узел от GM - соответственно, с электронными системами управления двигателем GM или «Январь-4», канал большого контура вентиляции в этом узле тоже имел диаметр 6 мм. Очевидно, такова была его оптимальная величина для тех ЭСУД. На снимке канал хорошо виден.
Тот же узел какое-то время просуществовал на машинах с ЭСУД «БОШ 1.5.4», МР 7.0 и т.д. Но канал в дроссельном узле уже не был задействован, так как изменилась и конструкция ресивера (в нем тоже не стало канала), а газы стали поступать к воздуховоду через пластмассовый штуцер - так сделано и на самых последних машинах. Сегодня дроссельный узел другой -он проще, да и металла на него тратится меньше. К сожалению, при такой схеме картер-ные газы попадают в воздуховод близко к ДМРВ, что датчику не на пользу.
Знатоки «истории вопроса» рассказывают, что вначале отверстие диаметром 6 мм в пластмассовом патрубке появилось только потому, что точно такое было в джиэмовском дроссельном узле. Сгоряча таких патрубков наделали немало, но для оптимальной работы более современных ЭСУД это отверстие маловато. От проблем избавил лишь патрубок внутренним диаметром 13 мм.
…Увы, некоторое количество «зауженных» патрубков неведомыми путями оказалось на сборочной линии завода! Если ваш автомобиль временами хандрит - проверьте патрубок. При необходимости отверстие можно распилить круглым напильником или рассверлить - и дело с концом!