Сколько стоит гардероб
В автоспорте есть множество способов сэкономить, но амуниция, как говорится, дело первое. Во-первых, без нее судьи не допустят вас к старту любых официальных соревнований, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, экипировка не просто спортивный инвентарь, а то, что контактирует непосредственно с вашим телом и отвечает за безопасность, гигиену, удобство, комфорт и, в конечном счете, как прямым, так и косвенным образом влияет на результат.
Цены на гоночную амуницию «по минимуму» и «по максимуму» вы найдете в таблице 1, а к ним - небольшой комментарий. Рынок экипировки весьма специфичный и тесный. Фирм-производителей на нем не та к много. А уж в нашей стране и подавно - на прилавках продукция пары именитых «итальянцев» (Sparco, OMP) и пяти-шести не столь распространенных брендов (Stand 21, Momo, Sabelt, Puma, GA, Alpinestars). В этом мирке качество продукции прямо пропорционально ее стоимости. Причем правило - чем дороже, тем лучше - действует железно. Неужели нельзя выступать в минимальном наборе? Ну, м-м-м-м-м, в общем можно.
Однако тут же поделюсь собственным опытом использования дешевой экипировки. Сожалеть о том, что не нашел средств на вещи из самых современных материалов, начинаешь уже при первом выезде в обновке. И очень скоро понимаешь - причина того, что один пилот заканчивает заезд в полуобморочном состоянии, а другой вполне свеж, не только в различном уровне физической подготовки. Высокая утомляемость - спутник дешевой экипировки. Тяжелый шлем, чересчур плотный, не-дышащий, да еще плохо подогнанный по фигуре комбинезон… В общем, пожалейте себя. Если настроены серьезно -покупайте дорогую амуницию известного производителя.
Кстати, если в нашей стране спортивные чиновники сделают обязательным для ряда дисциплин использование системы HANS, защищающей шею, это будет стоить гонщикам дополнительные 30-40 тысяч рублей.
Пока речь шла об автоспорте. А что же картинг, который в нормативных документах назван не видом автоспорта, а видом соревнований. Он-то, пожалуй, самый массовый и уж точно самый демократичный в финансовом плане. Адресую к таблице 2. Как видно, и здесь цены кусаются, причем разница между минимумом и максимумом тоже велика. Самое интересное, что, скажем, у кар-тингового комбинезона еще и ограниченный пятью годами срок службы. Цифры не утаить: даты - изготовления и когда «продукт придет в негодность» - вышиты на воротнике, дотошные судьи за ними следят.
В зависимости от вида омо-логации таким же скоропортящимся товаром может стать и шлем. Причем как картин-говый, так и автомобильный. Утешение одно - старый комплект амуниции подойдет для тренировок. Еще один факт - быстрее других предметов экипировки изнашиваются перчатки. Касается всех, но особенно картингистов: у этих - так просто «горят» на руках. Две-три пары в сезон далеко не предел.
Напоследок несколько советов. Коли решились разориться на амуницию, подберите именно то, что вам нужно. Не покупайте только по картинкам в каталоге шлем, комбинезон и обувь. Мелочевку еще можно, а эти три позиции крайне нежелательно. Глаза и размерные линейки, напечатанные на бумаге, -плохие советчики, здесь обязательно нужна примерка. И вот почему: если вам когда-то идеально подошел шлем 58 размера компании А, то, несмотря на всеобщую стандартизацию, это вовсе не значит, что шлем того же размера компании Б вообще налезет на голову. Даже разные модели одной фирмы могут существенно отличаться. То же с обувью и комбинезонами, особенно если у вас нестандартные пропорции. Можно ли обойтись без примерки? Да, в одном-единственном случае: если вместе с заказом на комбинезон вы приложите заполненный формуляр с вашими реальными размерами (его можно найти на веб-сайте производителя или получить у продавца) и внесете доплату за индивидуальный пошив. Услуга эта стоит около сотни условных единиц, и заказ выполняют дольше, чем стандартный. Но ожидание и расходы того стоят - вам будет удобно! А кроме того, комбинезон - достаточно сложное швейное изделие: разница между более или менее подходящим стандартным и пошитым по вашей фигуре всегда бросается в глаза.