Черные выходные
ЦИФРЫ НАШИХ ПОТЕРЬ
С недавних пор ДОБДД МВД РФ начал в открытом доступе публиковать сведения об аварийности в стране. Причем не просто сухой отчет, а подробные таблицы, из которых каждый может узнать, насколько безопасны дороги его региона. За девять месяцев 2007 года в Российской Федерации произошло 170 482 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 23 615 человек, а 214 824 несчастных получили ранения. Причины аварий представлены на диаграмме; добавлю, что в 11 976 ДТП (8,3%) виновны нетрезвые водители. Случилось 18 540 ДТП с участием детей, в которых 900 человечков убито, а 19 198 ранено.
Можно бы ограничиться этими ужасными цифрами, и так все ясно – с каждым годом, с каждым месяцем ситуация на дорогах страны ухудшается. За каких-то 9 месяцев число ДТП выросло почти на 5%, на столько же – количество погибших и раненых. Два года действия Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения показали… что не сделано ничего. Хотя дополнительно к обычным (немалым) расходам на содержание стотысячного войска инспекторов ГИБДД (нигде в мире нет такого!) и разные «оргмероприятия» было выделено свыше 50 млрд. рублей. И освоено! Впрочем, кто бы сомневался…
ВРЕМЯ И МЕСТО
Любопытно, в какое время года чаще всего происходят аварии? Оказывается, самый спокойный месяц – февраль: в спячку все впадают, что ли? Затем кривая аварийности начинает расти и достигает пика в августе. Вроде бы время отдыхать, расслабляться; в Москве как раз меньше всего пробок на улицах… Затем следует небольшой спад, а в декабре-январе – снова всплеск ДТП, да еще какой! Причем тяжесть аварий (измеряется числом погибших на 100 раненых) зимой наиболее высокая (11,1 в декабре; для сравнения: весной, как правило, около 9).
Самый спокойный день – вторник, но начиная со среды, ситуация стремительно ухудшается и достигает пика к выходным. Самые страшные дни недели – пятница, суббота и воскресенье. Вдобавок тяжесть аварий в эти три дня максимальная. Веселенькие у нас выходные получаются, земляки…
В течение суток аварии тоже распределяются неравномерно: больше всего – с 11 до 18 часов, нередки ДТП вечером (дачные потоки!) и только после 22-х их число снижается. Зато ночью, на пустых дорогах народ уж если разгонится, то «тапку в пол» – и до предела, поэтому ночные аварии самые тяжелые.
Причем самый распространенный вид происшествий в темное время – наезд на пешехода (45,1% от всех ДТП). Лично я с некоторых пор проезжаю населенные пункты с черепашьей скоростью – после того, как однажды прямо под колеса мне буквально вывалился невменяемый сельский житель. Увернулся от встречи с огромным трудом – но многим, похоже, это не удается….
Основная часть (72,4%) всех аварий происходит в городах и прочих населенных пунктах. В разных регионах эта доля меняется – от 60 до 90%, а в Корякском, Ненецком и Таймырском автономных округах все ДТП случились только в населенных пунктах. Впрочем, там в иных местах дорог нет вовсе…
Чуть больше четверти (27,3%) всех дорожно-транспортных происшествий регистрируется на самых разных автомобильных дорогах. Тяжесть последствий ДТП на автодорогах в два с лишним раза выше, чем в населенных пунктах – 16,3 против 7,2. Тоже легко объяснимо – скорости выше, а медпомощь, как правило, далеко.
Кстати, у дорожников есть свой показатель аварийности – количество ДТП в расчете на 100 км дорог. В среднем по стране оно составляет 44 (за год увеличилось на единицу). Но есть свои «передовики» и «отстающие». Так вот, самая опасная дорога – М7 «Волга» (Москва–Нижний Новгород–Казань), где на 100 км регистрируется ежегодно 104 аварии. А самая безопасная федеральная трасса – М56 «Лена» (Невер–Якутск). И я знаю почему – сам там был: она настолько «убитая», что средняя скорость не превышает 10 км/ч. А потому возможен только один вид аварий: машина развалилась, не выдержав испытания дорогой…
ВИНОВНИКИ И ЖЕРТВЫ
Во всем мире принят один показатель, которым судят об уровне риска попасть (и пострадать) в ДТП. Он оценивается числом пострадавших на 100 тыс. населения и составляет в среднем по России 223, причем число это последние 10 лет растет. Тут есть свои рекордсмены – скажем, в Тюменской области показатель 396, в Сахалинской – 385, Владимирской – 346… То есть у жителей и гостей этих регионов поводов беспокоиться за свою безопасность на дороге больше, чем у других россиян.
Самые невезучие в ДТП – пассажиры: 35,9% от всех пострадавших; далее идут пешеходы (31,2%) и водители (30,9%). Причем доля пассажиров неуклонно увеличивается… Вывод простой – в первую очередь, как водится, в авариях страдают самые невиновные и незащищенные. Характерно, что в ДТП попадает больше мужчин, чем женщин; первые получают более серьезные травмы и гибнут чаще.
Основной вид ДТП в стране по-прежнему – наезд на пешехода; на его долю приходится 40,4% аварий. В Удмуртии, Чувашии, Омской области, Санкт-Петербурге (культурная столица!) пешеходов особенно не любят – здесь доля таких ДТП выше 50%. Это еще и самый страшный вид происшествий: 13 из 100 пострадавших погибают.
Около трети всех происшествий (31,4%) – столкновение транспортных средств; далее идут опрокидывание (13,3%), наезд на препятствие (6,7%) и наезд на стоящий автомобиль (2,8%). А еще при оформлении каждого пятого происшествия в стране в качестве одной из причин названы недостатки в состоянии или содержании дорог (низкие сцепные качества, неровности покрытия, отсутствие разметки и т.д.).
Но, кажется, хватит цифр; пора подводить итоги. Познакомьтесь с обстоятельствами «обычной» аварии – одной из 170 тысяч. Действующие лица вам никого не напоминают? Если узнаете себя – остановитесь, подумайте, стоит ли спешить. Похоже, мы упорно не хотим учиться на чужих ошибках…
За девять месяцев 2007 года в России произошло более 170 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 23 615 человек.
ПОРТРЕТ «ОБЫЧНОЙ» АВАРИИ
Август, пятница, середина дня (скажем, три часа). Некто – назовем его Владимиром Смирновым (самое распространенное сочетание в России), 40-летний житель крупного областного центра, на своей 12-летней «шестерке» спешит по делам или торопится сделать кое-какие покупки. Ведь вечером он поедет на дачу! Время от времени он превышает скорость или проскакивает перекрестки на желтый свет, уже готовый смениться красным… Г-н Смирнов уверен в себе, ведь за спиной – почти 10 лет водительского стажа.
Но вдруг через дорогу, где нет пешеходного перехода, неожиданно бросается пешеход – тоже 40-летний Александр Кузнецов. Он тоже вымотался за неделю и… Да мало ли зачем ему понадобилось перебежать улицу! Смирнов пытается резко затормозить – это ему почти удается. Но дорога после дождя скользкая, машину заносит, и он все-таки «догоняет» Кузнецова, который получает травму средней тяжести. Скажем, перелом ноги… Считай, легко отделался: пару недель в больнице, потом – еще месяц с палочкой…
Кстати, лечение ему оплатит обидчик. Но это не освободит от наказания: по ст. 12.24 КоАП Смирнова обяжут уплатить штраф 1,5–2,5 тыс. рублей или лишат «прав» на срок от шести месяцев до года. Это как суд решит. Напомним, с 1 января наказание ужесточили (штраф теперь 2–2,5 тыс. рублей или лишение «прав» на 1,5–2 года). Еще предстоит ремонт машины и возрастет в два с лишним раза цена следующего полиса ОСАГО.