Марш-бросок

Проверяем вседорожники на прочность. Тест на выносливость, по зыбкими дюнами, узким лесным дорогам и болотной грязи.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

На путешествие по нехоженому и неезженому краю мы решились не только ради местных красот и целительного воздуха. Хотелось проверить на прочность самые популярные в нашей стране полноприводники - УАЗ и «Ниву», которые среди охотников, рыбаков, грибников, да и просто дачников остаются эталонами проходимости. У моделей тридцатилетней давности сегодня есть альтернатива - более современные, комфортабельные, скоростные «УАЗ-Патриот» и «Шевроле-Нива». Многие покупают их отнюдь не для бездорожья, а завзятые «болотоходы» косятся на новичков с недоверием - дескать, для танка главное не дизайн, а тактико-технические характеристики.

Ладога встретила нас штормом. Стоя на берегу, понимаешь, что если человек и царь природы, то точно не здесь. Уходящая за горизонт коричневая торфяная вода и огромной высоты волны поначалу наводят ужас. Вот где нужно давать уроки патриотизма: 18 тысяч квад

В редакционном автопарке за прошедший год появились и «Патриот», и «Шеви», но до поры до времени настоящего пороха «новобранцы» не нюхали - ездили в основном по асфальту. У нас есть опыт выступления в трофи-рейдах (ЗР, 2005, № 9, «Бездорожник»), но специальную подготовку этих машин решили не проводить - ведь покупателей в первую очередь интересуют серийные образцы. А вот приспособления для увеличения проходимости (цепи и траки) возьмем, да и домкрат пригодится. Более того, жизнь автомобилям решили усложнить: в поход захватили прицеп «Трейлер» мод. 8294. В него загрузили все, что может пригодиться в нехоженых карельских лесах: от палатки, мангала и походной газовой плитки до мощного рычажного домкрата, колесных цепей и сантреков (специальных стальных подложек под колеса). В общей сложности поклажа потянула килограммов на двести.

Нас ждали песчаный берег Ладожского озера с зыбкими дюнами, узкие лесные дороги и болотная грязь, каменистые поля Карельского перешейка, водопады и горные реки.

«УАЗ-Патриот» из-за своего веса не чувствует прицепа совсем. Если время от времени не поглядывать в зеркало, немудрено и вовсе забыть о «хвосте», что бы ни было под колесами - грязь или песок. Прицеп действительно мешал только при движении задним ходом. В

МОКРАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ

На побережье штормящей Ладоги выехали к середине дня. Буйство стихии не помешало экипажу спешиться и искупаться в пенистых волнах. «Ше-ви» тоже оказалась вполне водоплавающей: хорошо рулит-ся, легко набирает скорость и уверенно держит курс в полосе прибоя. «Патриот» не такой верткий, но и для него мокрый песок сродни асфальту.

Карельские, а точнее, финские названия населенных пунктов вполне можно использовать как скороговорки - язык или сломаешь, или согнешь. Когда в послевоенной России населенные пункты скопом переименовывали в ильичевские и октябрьские, каким-то чудом уцелели

На рыхлом песке «Шевроле» начинает гарцевать, стоит выехать из накатанной колеи. С прицепом преодолеть даже небольшой подъем практически невозможно - колеса закапываются. У автопоезда с УАЗом таких проблем не возникает, поэтому большую часть песчаного марафона «Шеви» шла налегке.

Закаты на Ладоге всегда красивы, даже в ненастье. А более романтичного ночлега, чем под соснами в дюнах, придумать трудно. Дышится так легко, что кажется, здешний воздух способен вылечить от любых болезней.

ОЧЕНЬ ЖИДКИЙ АСФАЛЬТ

После дюн нас ждало настоящее бездорожье: длинные просеки с вымоинами, залитыми водой, полуметровые ямы, тут и там преграждающие путь поваленные деревья. Здесь начинаешь понимать, что такое карельская природа. Многочисленные грибники стараются далеко не заезжать -и на опушках грибов хватает. Россыпи белых и совершенно картинные мухоморы растут здесь в изобилии. О бруснике, ежевике, чернике и прочих ягодных лакомствах говорить не приходится: не сходя с места можно наесться на полгода вперед. Чем дальше в лес, тем красочнее пейзажи. Десятки лесных озер с кристально чистой водой буквально кишат рыбой, причем рыбаков мы не встречали. Видимо, потому, что для рыбалки надо углубиться в лес километров на семьдесят.

"Шевроле-Нива" неуютно чувствует себя в лесовозной колее, та ей чужая и по ширине, и по глубине. Лучше пропускать рвы и промоины между колесами.

Многокилометровые лесные участки считаются у профессионалов «трофи» почти ав-тобанами. Именно здесь спортсмены обычно наверстывают потерянное время, разгоняя свои «трактора» до 120-150 км/ч. Мы же плелись по лесу, не превышая 30 км/ч, аккуратно заползая в лужи и внимательно наблюдая, как ныряет и выныривает из лесной грязи низенький прицеп. Километров через двадцать к такой езде начинаешь привыкать: средняя скорость выросла почти вдвое, а на редких сухих участках лесополосы и вовсе подбиралась к 80 км/ч, даже с прицепом!

Чтобы установить домкрат, понадобилось прокопать обочину. Поочередно, с двух сторон поднимая «Патриота» из колеи, мы укладывали и тщательно трамбовали тут же найденные бревна, сверху застилая их сантреками. Через пять метров все приходилось повторять. На

Но вот первый сюрприз: ночью в непроходимом карельском лесу посреди огромной грязевой «ванны» полуметровой глубины приказал долго жить генератор «Нивы». Как выяснилось, к тому времени «умер» и аккумулятор, оставшись без зарядки. Момент, когда загорелась лампочка, мы, похоже, проморгали (хотя включенные фары, обогрев стекла и вентилятор печки способны «просадить» батарею за очень небольшое время). Вариантов немного: «прикурить», перекинуть аккумулятор с «Патриота» или просто дать отдохнуть разряженному. В любом случае возиться в грязной луже как-то не с руки. Мы выключили все потребители, и через 20 минут стартер отозвался на поворот ключа зажигания - мотор заурчал. Устранить поломку удалось довольно быстро. Зарядка пропала из-за пары мелких песчинок, видимо, попавших на щетки генератора с ладожской водой.

На подступах к главному историческому памятнику Карелии, линии Маннергейма -многочисленные доты,землянки и блиндажи, сохранившиеся почти в первозданном виде.

ЛИНИЯ ОБОРОНЫ

Грязь плавно перетекает в хаотично вымощенные карельским гранитом полевые дороги между лесными болотами и озерами. Машины трясет немилосердно - разогнаться до 5-10 км/ч удается далеко не везде. Прицеп, плетущийся за «Патриотом», подпрыгивает как на батуте. Час такой езды способствует скорому усвоению пищи после любого, даже самого плотного обеда.

Мы загнали «Патриота» на самый верх водопада, чего, по рассказам местных жителей, никто до нас не делал. Как удалось - сами до сих пор не понимаем. Пригодились и бензопила, и топор, и ручная лебедка, и лопата… Полдня титанических усилий - и сделан заветны

По обочинам дороги виднеются холмики и аккуратные прямоугольные впадины - доты и отрытые позиции для артиллерии. Не рассыпалась и колючая проволока с последней войны - вечером немудрено напороться на ощетинившуюся колючками линию обороны.

По каменистым дорогам мы доехали до линии Маннергейма, соединившей Финский залив и Ладожское озеро. Ее строили 12 лет. Две тысячи огневых сооружений, 80 км гранитных надолбов, местами до 12 рядов, выглядят внушительно даже на страницах исторических справо

Мы ехали по камням около четырех часов и с удовлетворением констатируем - и «Шнива», и «Патриот» показали себя совсем не шумными автомобилями. Зато прицеп «отрывался» по полной программе: скрипел, клацал, причмокивал и дергал сцепку в разные стороны. На «Шевроле» это превратилось в сущее мучение: кажется, что не собака вертит хвостом, а хвост собакой. УАЗ продирался с упорством танка и, подобно советским танкам в 1939 году, замер перед линией Маннергей-ма. Дальше - хоть с прицепом, хоть с пушкой - не пройти до сих пор: укрепления и сейчас действующие.

Настоящая Карелия начинается, когда сворачиваешь с федеральной трассы в сторону поселков, окружающих Ладогу. Дороги - вполне западные: практически идеальный асфальт и вполне приемлемая ширина - ехать по ним одно удовольствие. Вокруг девственный лес. Красо

ТОЧКА НА КАРТЕ

Водопад искали целый день. Точка на GPS-навигаторе обозначала конечную цель спецучастка, но подъехать к ней ближе трех километров никак не удавалось. Все лесные дороги, сворачивающие в нужную сторону, либо упирались в гранитные скалы, либо плавно перетекали в болота, либо незаметно меняли направление, либо неожиданно обрывались россыпями карельского лесоповала. Маршрут подсказали непонятно откуда взявшиеся в этой глухомани грибники. Через полтора часа мы очутились на месте.

Крышка переднего моста УАЗа (как и остальное «подбрюшье» - баки, тормозные шланги) ничем не защищена и принимает на себя все удары судьбы. Наша помялась о пенек на лесоповальной делянке. Подтянув болты, небольшую течь масла удалось остановить. Других повр

Коричневая торфяная река падала с высоты девятиэтажного дома. В прошлом году здесь пролегала трасса трофи-рейда. Автомобили заезжали практически под водопад, пройдя метров сто по руслу горной реки, и поднимались по гранитному сорокапятиградусному склону. Перевернуться, не дотянув до верха несколько метров, здесь обычное дело. Мы рисковать не стали - нашли окольный путь к вершине. Правда, одолел его один УАЗ. Ни «Шевроле-Нива», ни прицеп пройти не смогли. Все-таки для «триала», когда требуется большой запас тяги при небольшой скорости, конкурентов УАЗу среди отечественной техники нет.

Рядом с дорогой разбросаны огромные гранитные валуны - наследие сошедшего с этих мест ледника. Камушки лежат здесь уже много тысяч лет. Теперь на этих валунах местные жители указывают направления поворотов и делают разного рода предупреждающие надписи. Ск

НЕНОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ

Самое серьезное испытание ждало в конце маршрута. Мы решили вывести «Патриот» на финишную прямую по кратчайшей дороге. Предусмотрительно отправив «Ниву» с прицепом в обход, двинулись на УАЗе по склону с грязной и глубокой, но короткой колеей, решив, что эти 50 метров УАЗ проскочит без труда. К тому же колеса обули в новенькие итальянские цепи Tonig STUA. В скобках заметим, что с непривычки надеть их оказалось непросто - пришлось заглянуть в инструкцию.

Придорожных заведений в Карелии немного. Эту гостиницу мы нашли среди леса в крохотном поселке Видлица. Условия - весьма спартанские, зато к услугам постояльцев - хорошая баня и… телефон во дворе. К нашему удивлению, мы оказались не единственными гостями:

Бревна в колее просели под весом «Патриота», и он повис на пузе в самом начале подъема. Реальная глубина колеи оказалась выше колена взрослого человека, а высокая кромка не давала маневрировать. Тут-то и пригодились сан-треки, домкрат и лопата. За четыре часа мы не отрыли окоп полного профиля только потому, что траншею тут же затягивало грязью. Зато гать из валявшихся поблизости бревен навели. Без прочного и высокого домкрата работа растянулась бы на всю ночь.

Рукотворная гора из гранитного неликвида пользуется неизменным вниманием не только туристов, но и предпринимателей: карельский гранит всегда в цене.

За пять дней мы проехали почти три тысячи километров, из них несколько сотен считайте без дорог. Но успели едва прикоснуться к Карелии. Чтобы вдоволь насытиться красотами девственного края, не хватит и месяцев. Мы непременно вернемся сюда, даже если вновь придется перетаскивать на себе «средства передвижения» и наводить гати и мосты на полуразрушенных дорогах. Ведь в этом тоже романтика настоящего путешествия.

Подпишитесь на «За рулем» в