Марш-бросок
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
На путешествие по нехоженому и неезженому краю мы решились не только ради местных красот и целительного воздуха. Хотелось проверить на прочность самые популярные в нашей стране полноприводники - УАЗ и «Ниву», которые среди охотников, рыбаков, грибников, да и просто дачников остаются эталонами проходимости. У моделей тридцатилетней давности сегодня есть альтернатива - более современные, комфортабельные, скоростные «УАЗ-Патриот» и «Шевроле-Нива». Многие покупают их отнюдь не для бездорожья, а завзятые «болотоходы» косятся на новичков с недоверием - дескать, для танка главное не дизайн, а тактико-технические характеристики.
В редакционном автопарке за прошедший год появились и «Патриот», и «Шеви», но до поры до времени настоящего пороха «новобранцы» не нюхали - ездили в основном по асфальту. У нас есть опыт выступления в трофи-рейдах (ЗР, 2005, № 9, «Бездорожник»), но специальную подготовку этих машин решили не проводить - ведь покупателей в первую очередь интересуют серийные образцы. А вот приспособления для увеличения проходимости (цепи и траки) возьмем, да и домкрат пригодится. Более того, жизнь автомобилям решили усложнить: в поход захватили прицеп «Трейлер» мод. 8294. В него загрузили все, что может пригодиться в нехоженых карельских лесах: от палатки, мангала и походной газовой плитки до мощного рычажного домкрата, колесных цепей и сантреков (специальных стальных подложек под колеса). В общей сложности поклажа потянула килограммов на двести.
Нас ждали песчаный берег Ладожского озера с зыбкими дюнами, узкие лесные дороги и болотная грязь, каменистые поля Карельского перешейка, водопады и горные реки.
МОКРАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ
На побережье штормящей Ладоги выехали к середине дня. Буйство стихии не помешало экипажу спешиться и искупаться в пенистых волнах. «Ше-ви» тоже оказалась вполне водоплавающей: хорошо рулит-ся, легко набирает скорость и уверенно держит курс в полосе прибоя. «Патриот» не такой верткий, но и для него мокрый песок сродни асфальту.
На рыхлом песке «Шевроле» начинает гарцевать, стоит выехать из накатанной колеи. С прицепом преодолеть даже небольшой подъем практически невозможно - колеса закапываются. У автопоезда с УАЗом таких проблем не возникает, поэтому большую часть песчаного марафона «Шеви» шла налегке.
Закаты на Ладоге всегда красивы, даже в ненастье. А более романтичного ночлега, чем под соснами в дюнах, придумать трудно. Дышится так легко, что кажется, здешний воздух способен вылечить от любых болезней.
ОЧЕНЬ ЖИДКИЙ АСФАЛЬТ
После дюн нас ждало настоящее бездорожье: длинные просеки с вымоинами, залитыми водой, полуметровые ямы, тут и там преграждающие путь поваленные деревья. Здесь начинаешь понимать, что такое карельская природа. Многочисленные грибники стараются далеко не заезжать -и на опушках грибов хватает. Россыпи белых и совершенно картинные мухоморы растут здесь в изобилии. О бруснике, ежевике, чернике и прочих ягодных лакомствах говорить не приходится: не сходя с места можно наесться на полгода вперед. Чем дальше в лес, тем красочнее пейзажи. Десятки лесных озер с кристально чистой водой буквально кишат рыбой, причем рыбаков мы не встречали. Видимо, потому, что для рыбалки надо углубиться в лес километров на семьдесят.
Многокилометровые лесные участки считаются у профессионалов «трофи» почти ав-тобанами. Именно здесь спортсмены обычно наверстывают потерянное время, разгоняя свои «трактора» до 120-150 км/ч. Мы же плелись по лесу, не превышая 30 км/ч, аккуратно заползая в лужи и внимательно наблюдая, как ныряет и выныривает из лесной грязи низенький прицеп. Километров через двадцать к такой езде начинаешь привыкать: средняя скорость выросла почти вдвое, а на редких сухих участках лесополосы и вовсе подбиралась к 80 км/ч, даже с прицепом!
Но вот первый сюрприз: ночью в непроходимом карельском лесу посреди огромной грязевой «ванны» полуметровой глубины приказал долго жить генератор «Нивы». Как выяснилось, к тому времени «умер» и аккумулятор, оставшись без зарядки. Момент, когда загорелась лампочка, мы, похоже, проморгали (хотя включенные фары, обогрев стекла и вентилятор печки способны «просадить» батарею за очень небольшое время). Вариантов немного: «прикурить», перекинуть аккумулятор с «Патриота» или просто дать отдохнуть разряженному. В любом случае возиться в грязной луже как-то не с руки. Мы выключили все потребители, и через 20 минут стартер отозвался на поворот ключа зажигания - мотор заурчал. Устранить поломку удалось довольно быстро. Зарядка пропала из-за пары мелких песчинок, видимо, попавших на щетки генератора с ладожской водой.
ЛИНИЯ ОБОРОНЫ
Грязь плавно перетекает в хаотично вымощенные карельским гранитом полевые дороги между лесными болотами и озерами. Машины трясет немилосердно - разогнаться до 5-10 км/ч удается далеко не везде. Прицеп, плетущийся за «Патриотом», подпрыгивает как на батуте. Час такой езды способствует скорому усвоению пищи после любого, даже самого плотного обеда.
По обочинам дороги виднеются холмики и аккуратные прямоугольные впадины - доты и отрытые позиции для артиллерии. Не рассыпалась и колючая проволока с последней войны - вечером немудрено напороться на ощетинившуюся колючками линию обороны.
Мы ехали по камням около четырех часов и с удовлетворением констатируем - и «Шнива», и «Патриот» показали себя совсем не шумными автомобилями. Зато прицеп «отрывался» по полной программе: скрипел, клацал, причмокивал и дергал сцепку в разные стороны. На «Шевроле» это превратилось в сущее мучение: кажется, что не собака вертит хвостом, а хвост собакой. УАЗ продирался с упорством танка и, подобно советским танкам в 1939 году, замер перед линией Маннергей-ма. Дальше - хоть с прицепом, хоть с пушкой - не пройти до сих пор: укрепления и сейчас действующие.
ТОЧКА НА КАРТЕ
Водопад искали целый день. Точка на GPS-навигаторе обозначала конечную цель спецучастка, но подъехать к ней ближе трех километров никак не удавалось. Все лесные дороги, сворачивающие в нужную сторону, либо упирались в гранитные скалы, либо плавно перетекали в болота, либо незаметно меняли направление, либо неожиданно обрывались россыпями карельского лесоповала. Маршрут подсказали непонятно откуда взявшиеся в этой глухомани грибники. Через полтора часа мы очутились на месте.
Коричневая торфяная река падала с высоты девятиэтажного дома. В прошлом году здесь пролегала трасса трофи-рейда. Автомобили заезжали практически под водопад, пройдя метров сто по руслу горной реки, и поднимались по гранитному сорокапятиградусному склону. Перевернуться, не дотянув до верха несколько метров, здесь обычное дело. Мы рисковать не стали - нашли окольный путь к вершине. Правда, одолел его один УАЗ. Ни «Шевроле-Нива», ни прицеп пройти не смогли. Все-таки для «триала», когда требуется большой запас тяги при небольшой скорости, конкурентов УАЗу среди отечественной техники нет.
НЕНОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ
Самое серьезное испытание ждало в конце маршрута. Мы решили вывести «Патриот» на финишную прямую по кратчайшей дороге. Предусмотрительно отправив «Ниву» с прицепом в обход, двинулись на УАЗе по склону с грязной и глубокой, но короткой колеей, решив, что эти 50 метров УАЗ проскочит без труда. К тому же колеса обули в новенькие итальянские цепи Tonig STUA. В скобках заметим, что с непривычки надеть их оказалось непросто - пришлось заглянуть в инструкцию.
Бревна в колее просели под весом «Патриота», и он повис на пузе в самом начале подъема. Реальная глубина колеи оказалась выше колена взрослого человека, а высокая кромка не давала маневрировать. Тут-то и пригодились сан-треки, домкрат и лопата. За четыре часа мы не отрыли окоп полного профиля только потому, что траншею тут же затягивало грязью. Зато гать из валявшихся поблизости бревен навели. Без прочного и высокого домкрата работа растянулась бы на всю ночь.
За пять дней мы проехали почти три тысячи километров, из них несколько сотен считайте без дорог. Но успели едва прикоснуться к Карелии. Чтобы вдоволь насытиться красотами девственного края, не хватит и месяцев. Мы непременно вернемся сюда, даже если вновь придется перетаскивать на себе «средства передвижения» и наводить гати и мосты на полуразрушенных дорогах. Ведь в этом тоже романтика настоящего путешествия.