Назовем их GIBDD

Назовем их GIBDD

Пообщаться лишний раз с представителями Закона не жаждет ни один водитель ми-ра - это, в общем-то, понятно. С другой стороны, каждому хочется, чтобы ни одно чужое нарушение не оставалось безнаказанным. В итоге представители GIBDD - независимо от формы одежды и марки транспортных средств - встречаются нам на самых разных дорогах непохожих друг на друга стран. Сравним?

Увидев такую машину в зеркале, хочется резко нажать на газ... Нет - все проще: принять вправо, остановиться и положить руки на руль.

ЗАКОПЕРЩИКИ

Трудно сказать точно, где впервые родилась идея создать некое силовое ведомство, специально предназначенное для регулирования дорожного движения. Французы, например, считают, что их дорожная жандармерия старше всех - она появилась в 1337 году. Встретить в те времена автомобиль было, скажем так, затруднительно - вместо них по дорогам носились всадники, повозки и кареты… Никаких ПДД, понятное дело, тогда еще не написали, зато лихих людей на больших дорогах было немало. Именно отсюда берет начало традиция всех нынешних GIBDD: в первую очередь -охранять и защищать водителей, а не только ловить и штрафовать. Нынче функции «гаишников» во Франции разделены между все той же жандармерией (вне городов) и дорожными отрядами национальной полиции (внутри них).

Заметим, что именно во французской дорожной полиции довольно много дам - французы все-таки… Надо полагать, получать штрафную квитанцию водителям-мужчинам приятнее из дамских рук. А женщинам? А женщины пусть едут к нам!

У немецких «гаишников» полосатых палочек нет. Вместо них специальный жезл с надписью «Хальт, полицай!».

СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

С первых послевоенных лет итальянская GIBDD именуется Polizia Stradale, но страдания тут ни при чем. Просто русскому уху привычнее предыдущее наименование - Milizia della Strada: тут привязка к автострадам вполне очевидна. Это полицейское подразделение -ровесник ЗР - существует тоже с 1928 года! Ни крутые погони за преступниками, ни аресты в его обязанность не входят: главное - помогать участникам движения. Отвезти пострадавших в больницу, оказать первую помощь, оградить место ДТП - все это для итальянских «гаишников» не экзотика, а повседневность. Наверное, поэтому фирма «Ламбор-гини» сделала «сострадающему» подразделению шикарный подарок - единственный в мире полицейский «Галлардо». Там, конечно, есть и мигалки, и рация, но важнее… медицинское оборудование, какого не найдешь и в иных наших реанимобилях.

[caption id="attachment_205638" align="aligncenter" width="150" caption="Штраф в Германии готовы взять и на месте - прямо на капоте. Мобильный терминал принимает пластиковые карты.

"]

Штраф в Германии готовы взять и на месте - прямо на капоте. Мобильный терминал принимает пластиковые карты.

[/caption]ПЕДАНТИЧНА ДО ИДИОТИЗМА

Педанты - это, конечно же, немцы? Правда, увидеть в Германии дорожного полицейского непросто - пока не нарушил «феркерсорднунг». А согрешил - вот они, как черти из табакерки. Дело в том, что порядок охраняют не только слуги закона, но и рядовые бюргеры. Сообщить о нарушителе по мобильнику для них - святое дело. А для полиции - столь же святая обязанность немедленно отреагировать. Может быть, именно поэтому здесь так мало ДТП с тяжкими последствиями?

Есть в Англии единственная скоростная дорога - М2: эдакая лондонская КАД. На нее скоро выйдет пятисотсильный формульный болид «Капаро Т1» с максималкой более 320 км/ч. Если бы не торчащая мигалка, он ехал бы еще быстрее!

Кстати, уважительность к «герру полицаю» прописана в законе. Попробуйте покрутить ему пальцем у виска, не говоря о более грубом жесте или, боже упаси, слове - суд, штраф, тюрьма вам обеспечены! А порой так хочется. Как, например, преклонных лет инвалиду, ехавшему на кресле, развивавшем 9 км/ч вместо положенных 5 км/ч. Несертифициро-ванное транспортное средство тут же оказалось на штрафсто-янке. Орднунг, одним словом!

Полицейский «Додж-Чарджер» оснащен мощным тараном-кенгури-ном и имеет полное право воспользоваться им по назначению! Если, к примеру, вы упорно делаете вид, будто не слышите воя сирены и команды остановиться…

«МЕДВЕЖАТНИКИ»

Между прочим, в Британии единой дорожной полиции до сих пор… нет! Каждое графство суверенно в своем праве решать, содержать ли на деньги налогоплательщиков собственную «ГАИ». Зато если уж содержит, то наделяет серьезными полномочиями: любой британский полицейский вправе арестовать, обыскать, перекрыть дорогу, остановить авто и даже временно отобрать его для неотложной операции. Вот только перекрывать дорогу ради проезда большого чина они не могут - не прописана такая мера нигде!

В Новом Орлеане любят ездить на трех колесах - как у электросамоката Т3. Они используются в основном на территории аэропорта.

Впрочем, сами чиновники на спецпроезд и не претендуют. Был случай, когда Ее Величество опоздала на военное авиашоу из-за того, что монарший лимузин не мог обогнать плетущийся по узкой дороге учебный автомобиль, не нарушая правил. Заметим, что генералы при этом не стали задерживать начало показа! Англосаксы, знаете ли…

За нарушителями-пешеходами сподручнее гоняться на двухколесных «сегвэях»: 20 км/ч тут вполне достаточно. Заодно можно и пробку объехать…

А еще в английской печати регулярно сообщают, что, например, в прошлом году в Лондоне полицейские заплатили в казну штрафов за неправильную парковку, превышение скорости и пр. на 325 тысяч фунтов! Что касается оперативных машин, то англичане любят все новое: тут и «смар-ты», и электромобили, и гибриды, и даже электровелосипеды. Все авто оснащены основным реанимационным оборудованием, плюс… плюшевым медвежонком! Мишка призван снимать стресс у детей, попавших в ДТП.

Даже велосипедист должен быть трезвым! Спорить насчет цвета трубочки не нужно: умный алко-анализатор распечатает официальный результат «продувки».

ЯПОНСКИЙ ГОРОДОВОЙ

Вежливость - вот главная черта уважающего себя и других японца. Упаси бог обидеть человека намеком на умственную неполноценность - пусть он даже и совершил аварию. В обязанности дорожных полицейских в Японии, как и у нас, входит «разбор полетов» на месте для последующего страхового возмещения ущерба. Интересно, что практически никогда один из участников инцидента не становится единственным виновником. Ведь это означало бы, что он, г-м, недалекий человек! А потому хоть 10% вины, но окажется на втором водителе. Соответственно и выплаты будут составлять 90% и 10% на каждого!

А еще у местных «гаи-шников-сан» нет полосатой палки. Их жезл светится изнутри оранжево-красным светом - взмахи в темноте классно смотрятся.

В тесных мегаполисах скорости невелики - вполне подойдет «Смарт» или электрический «Тинк». И ведь не стесняются!

С ПОГОНЕЙ В ГОРЯЧЕЙ КРОВИ

Это, конечно же, про американских дорожных копов. Догонять и задерживать - их любимое занятие. Для первого служат мощные «восьмерки» под капотами полицейских седанов, для второго - специальные тараны-кенгурины. Это не жалкие тюнинговые железяки на наших джипах. Полицейский кенгурин надежно крепится к раме и рассчитан вовсе не на кенгуру, а скорее на носорога! Во всяком случае, полицейских специально обучают правильно идти на таран нарушителя (по умолчанию он считается преступником) и не ругают за частый кузовной ремонт.

Японский городовой разру-ливает потоки транспорта и пешеходов светящимся изнутри жезлом.

Права у здешних «гаишников» широки. А обязанности? Отметим, например, что «гаишник» обязан остановиться и предложить помощь, если увидит автомобиль с включенным аварийным сигналом, вызвать эвакуатор, отвезти водителя на ближайший сервис или АЗС. Бывает, знаете ли, бензин неожиданно кончается…

НЕОТВРАТИМОСТЬ ПО-СЛОВЕНСКИ

Познакомиться с работой словенской дорожной полиции довелось на практике... Черт дернул задать местному таксисту вопрос насчет «максималки» - показалось, видите ли, что его дизельный «Мерседес» не тянет… Водитель на вопрос обиделся и быстро уложил стрелку спидометра на отметку «200». А через пару минут нас лихо обогнал глухо тонированный «Опель-Вектра», на заднем стекле которого зажглась надпись: «Полиция - принять вправо и остановиться!» Водитель тут же получил бумажку, из коей следовало, что он лишился месячной зарплаты (500 евро) и был счастлив, что обошлось без лишения прав (а значит - работы). Оказывается, словенские «гаишники» постоянно курсируют по дорогам страны на самых обычных с виду авто - и как только… В общем, не нарушайте!

Подпишитесь на «За рулем» в