Повторный брак
"Ока" ВАЗ-11113
Изготовитель: ОАО "Завод микролитражных автомобилей"
Год выпуска: 2003
Пробег: 65 413 км.
Увы, чистоту эксперимента - покупку машины «с нуля» я не смог соблюсти по финансовым соображениям. Денег хватало, но зачем отдавать 90 тыс. руб. за авто из салона, если через год оно подешевеет на треть? Расчет оправдался -на авторынке Казани без труда отыскал почти идеально сохранившуюся «Оку» со смешным пробегом 11 245 км за те самые 60 тыс. руб. Правда, вскоре выяснилось, что приборный щиток с нее кто-то зачем-то снимал, но сомнения меня не терзали - душевный покой выше подозрений. Тем более что автомобиль выглядел молодцом - о прошлом напоминали лишь характерные отпечатки створок гаражных ворот на обоих бортах, вмятины на колесах да заботливо вложенные внутрь покрышек камеры. Последнее - не от хорошей жизни: так предыдущий хозяин, успевший, кстати, поездить на спущенной шине, повысил стойкость крошечных 12-дюймовых колес к воздействию современных дорожных покрытий. Забота окупилась сторицей - передняя «колесная пара» протянула еще целых полгода, задняя - вдвое дольше. Помимо отменной ходимости, омские О-104 порадовали истинной всесезонностью, одинаково хорошо проявив себя и в грязи, и на снегу. Конечно, эксперты непременно отметят высокую шумность, немалый расход топлива и недостаточную цепкость на мокром асфальте, но нам на это пенять нечего - в соотношении цена-качество малый числитель куда предпочтительнее.
Первая же поездка преподнесла приятный сюрприз: судя по спидометру, редкий попутный поток дружно двигался с безопасной скоростью 40 км/ч. Но радость по поводу удивительного явления длилась недолго - засечки по километровым столбам вывели коварный прибор на чистую воду. В дальнейшем выяснилось, что поврежденная пружинка не позволяла стрелке подняться выше заветной цифры. Найти копеечную деталь, разумеется, не удалось - зато в загашнике соседа отыскал еще «ноль первый» приборный щиток. Раритетная запчасть подошла без проблем, потребовалось только поменять коммутацию лампы контроля зарядки.
Удачный опыт открыл счет другим усовершенствованиям и переделкам - «Ока» обрела сигнализацию с центральным замком, стеклоподъемники итальянской фирмы Spal, электрокорректор фар, внутренние дверные ручки от ВАЗ-2106, новые зеркала, магнитолу и крышку вещевой полки. Сгоряча приладил даже фаркоп, но он оказался сродни хомуту для пони - цеплять-то можно, да двигатель слабоват. На этом решил было остановиться, поскольку потребительские свойства авто уже вышли на приемлемый уровень. Но не сложилось - автомобильная жизнь оказалась требовательнее безлошадной. Первым раздражителем стал задний дворник-от скрипа резинки по полусухому стеклу сводило зубы, изменить же единственный непрерывный режим не было никакой возможности. Все тот же сосед посоветовал установить в соответствующую цепь реле стеклоочистителя от «Волги» (номер изделия 932.3747000) - механизм стал работать с изрядной паузой и пронзительный звук напрочь исчез. Правда, вместе с головным светом -по непонятной причине залипли «ближнее» и «дальнее» реле. Пришлось раскошелиться на новые.
Еще через пару месяцев, в строгом соответствии с прогнозами «оководов», провисли обе боковые двери. Неисправность, по их же совету, устранил примитивно просто, подложив шайбы под нижние петли. Помогло, но всего на полгода. А виноваты во всем оказались технологи! Суть в том, что петля сварена с накладкой, которую, в свою очередь, приваривают к стойке кузова. Таким образом, в эксплуатации «бутерброд» составляет единое целое, обеспечивая необходимую прочность. Но на практике этого не случилось - накладка стала «дышать» сама по себе, что и привело к появлению трещин. При ремонте особо не церемонился - «Ока» не «Мерседес»! Правую нижнюю петлю просто усилил электросваркой, прихватив по месту пару уголков. А справа просверлил два отверстия и, нарезав в петле резьбу М8, болтами стянул весь пакет изнутри. Воспользовавшись случаем, заменил ущербные кнопки дверей полноценными ручками от грузовика ГАЗ-3307, отрегулировал замки - и забыл про эту часть кузова навсегда.
Остальные неприятности хорошо знакомы (я бы даже сказал, привычны) российским автолюбителям. Поздней осенью 2005-го при пробеге 29 638 км лопнул правый передний тормозной шланг, а еще через полгода (37 738 км) - левый. Разделитель контуров в обоих случаях, как водится, не сработал - спас хорошо отрегулированный ручник и многолетний опыт вождения.
Паровые пробки в системе подачи топлива вынудили проложить магистраль, чтобы бензин мог циркулировать по маршруту бак-карбюратор-бак. Средство достигло цели - остановки двигателя в жару, наконец, прекратились.
Само собой, отметилась и система охлаждения - на 65-й тысяче лопнул формованный неармированный шланг, подводящий «Тосол» к радиатору отопителя. Дефект устранил, как обычно: укоротил, натянул, закрепил хомутом и долил воды.
Если не зацикливаться на частностях, общая картина, на мой взгляд, такова. «Ока» - недорогой, доступный и хорошо приспособленный для самостоятельного ремонта автомобиль. Кроме того, он потребляет мало топлива (средний расход - 6,06 л/100 км) и отличается завидной проходимостью, а для вызволения ее из грязи вполне хватит пары крепких мужиков. Их можно запросто возить с собой - широкие двери и просторный салон им наверняка понравятся. Говорят, за компоновку надо поблагодарить зав. лабораторией НАМИ Б. Фиттермана: обладая незаурядным ростом, он мерил «Оку» на свой аршин. Оборотная сторона - наше качество изготовления и окраски (кузов охотно и обильно цветет), плохо уравновешенный двухцилиндровый мотор (за который автомобиль прозвали «швейной машинкой») и скромные грузовые возможности.
Вместе с тем «Ока» - уникальное предложение: другой столь вседорожной микролитражки на рынке нет. Поэтому интерес ВАЗа к ее возрождению понятен - главное, чтобы сделали как следует. Если «как всегда» - уже не поймут.