Виктор Панярский. Всегда о самом важном
«Из всех годовщин, которые, надо надеяться, будет отмечать наш журнал, наиболее важная и показательная - первая. «В течение первого года формируется обычно самое основное в типе и облике журнала», - писал «За рулем» год спустя после выхода первого номера. А «основным» кольцовская редакция считала соединение в одном издании «технического и литературного», подразумевая под «литературой» в первую очередь то, что затрагивает самое злободневное, что более всего беспокоит читателя, - публицистику. В долгой истории «За рулем» эта линия журнала переживала взлеты и спады, но никогда не угасала.
В минувшем году в рубрике «Боевые перья» мы представили своих коллег из этой обоймы, в разное время и по разным причинам оставивших редакцию. Теперь пришла очередь познакомиться поближе с теми, кто по-прежнему в строю и вместе с нынешним одаренным поколением «зарулевцев» (полагаю, читатели с этой оценкой согласны) делает самый читаемый в стране журнал.
Представлять Виктора Паняр-ского нельзя без упоминания еще одного имени - Григория Зингера, первого шефа отдела БД «За рулем». Наблюдательный, общительный (о нем еще вспомним в этом году), он увидел в нештатном фотокоре, приглашаемом на разовые съемки, еще и способность хорошо писать. У молодого коллеги был собственный взгляд на вещи, склонность толково анализировать и при этом ясно, доступно излагать мысли. Григорий Аркадьевич стал наставником нашего новобранца, с первых же публикаций громко заявившего о себе.
Пробой пера для Виктора Панярского стали отчеты о двух проведенных им рейдах: «Прошу помощи» и «Страдания у тротуара». Именно они продвинули тогда уже рвавшуюся на полосы журнала тему «Моральный климат дороги». Она требовала не просто констатации, а серьезного осмысления.
Проведя два дня с нарядом ГАИ на трассе Ростов-Баку, а затем, помаявшись в центре столицы в поисках стоянки, автор говорит о новом требовании времени: того, кто не умеет вести себя за рулем, рассматривать как общественную угрозу. В автомобильной жизни - на дороге, стоянке, АЗС -элементарные правила человеческого общежития столь же обязательны, как и в обычной жизни. Этот тезис стал исходным и в ряде других статей Виктора Панярского.
Каких бы острых проблем он ни касался, прежде всего обращался к человеку за рулем, к его сознанию - и, может быть, как никто другой рвался к информации, исходящей от главных участников движения - водителей. От шофера «Икаруса» автор узнает, что тот тысячи раз нарушал правила обгона и ничего не случалось - но вот… В аварии погибли отец и дочь - стали жертвой совершенного им «встречного обгона». Значит, заключает Панярский, нужно подавлять в себе привычку думать, что ничего не случится. Пока не поздно! Так он и озаглавил свой материал.
Или другое: ребенок у дороги - сколько трагедий с этим связано! В соавторстве с Г. Зингером рождается «Тест по вашей просьбе» и основанные на его результатах размышления. «Когда на дороге погибает ребенок, это не только огромная беда - это почти всегда наша вина… Человек за рулем имеет возможность предвидеть опасное развитие событий, а следовательно и предупредить несчастье.
Еще одна горячая тема -пьянство. Рейд ЗР - «Застолье у дороги», и снова четко обозначенная позиция автора: пока на дороге есть равнодушные, пока хоть один пьяница садится за руль и не слышит в свой адрес твердого «нет!» -сводки о ДТП будут фиксировать новые жертвы! Как все это актуально поныне.
Заинтересованность и компетентность отличали выступления Виктора Панярского. Приобрести эти качества помогли два высших образования - экономическое в Институте железнодорожного транспорта и журналистское в МГУ, помог широкий круг увлечений: фотографией, литературой, путешествиями, спортом, а еще - напряженное, без устали самосовершенствование.
Разносторонность оказалась востребованной в новое время, когда решалась судьба массовых изданий. Требовалось многое переосмыслить в автомобильной жизни, помочь читателю сориентироваться в совершенно иных условиях. «Автомобиль - знак беды?» - задавал вопрос Виктор Панярский в статье, открывавшей первый номер 1991 -го года. И отвечал: «Наша автомобильная жизнь отлажена против покупателя, а затем владельца самого дорогого потребительского товара… Автомобиль становится «знаком беды».
Стремление отвести столь реальную беду от общества подсказало самые злободневные темы, начиная с безответственности автосервиса (со сданных в ремонт машин крадут дорогие детали) и кончая работой АВТОВАЗа - «Автогигант с протянутой рукой» - о его нерадивых смежниках. Кстати, Виктор нередко выступал в соавторстве с Петром Меньших - своим другом, будущим главным редактором журнала.
Ничто не выпадало из поля зрения автора. Именно тогда (ЗР, 1991, № 12) в статье «Заклятый друг» впервые прозвучало то, что и сегодня волнует всех: «Обеспечение безопасности на дорогах никогда, собственно, и не было главной задачей Госавтоинспекции… Главным образом ее работа многие годы была ориентирована на то, чтобы «выявлять» и наказывать водителя. Откровенная охота на человека за рулем под лозунгом борьбы за безопасность очень быстро привела к взаимной неприязни водителей и гаишников». Как современно звучит это сегодня!
Удивительно, что даже в то время, названное многими «смутным», Панярскому и Меньших удавалось привлечь к своим выступлениям внимание высоких ведомств: ЗР публиковал ответы Генпрокуратуры СССР, МВД, Минавтопро-ма, по фактам выявленных нарушений возбуждали уголовные дела.
Много еще хочется сказать о Панярском-журналисте в канун юбилея «За рулем». Упомяну лишь о двух событиях, которые вошли в летопись журнала и, надо полагать, известны читателям. Скоростном (на рекорд!) пробеге Москва-Лиссабон, когда команда «За рулем» обошла коллег-португальцев, быстрее них покрыв расстояние между самой западной и самой восточной столицей Европы, и путешествии на «Ниве» по Сахаре. Здесь Виктору Владимировичу пришлось вовсю развернуться в своей первой журналистской профессии, унаследованной от отца, - мастера фотографии, известного в мире эстрады и цирка.
Уже почти пятнадцать лет, как Виктор Панярский «сменил профессию» - возглавляет ОАО «За рулем» в качестве Председателя Совета директоров, оставаясь журналистом до мозга костей. В этом убедились читатели журнала, ознакомившись с его недавними публикациями о судьбе ВАЗа и причинах громких трагедий на наших дорогах, унесших жизни известных людей. В них тот же почерк, та же ясность и бескомпромиссность позиции, как и в годы его активного авторства в «За рулем». Сейчас на столе у главного редактора его новая рукопись «Бегущие по граблям». О чем - нетрудно догадаться.
Виктор Владимирович по-прежнему в журналистской обойме ЗР, которому верой и правдой служит уже три десятка лет.