Бетонный нейтрализатор

Бетонный нейтрализатор
Окислы азота нейтрализуются в два этапа: пока светит солнце, они превращаются в нитраты, когда идет дождь - нитраты смываются в канализацию.

Едва ли не самое сложное в деле обезвреживания дизельного выхлопа - нейтрализовать окислы азота, разрушающие озоновый слой, вызывающие кашель, головную боль, резь в глазах. Особенности работы двигателя таковы, что условия минимизации выбросов этих газов и сажи противоречат друг другу. Из-за этого приходится разрабатывать дорогостоящие накопительные нейтрализаторы, фильтры, которые требуют периодически изменять режим работы двигателя для выжигания накопившихся вредных веществ. Именно для нейтрализации этих выбросов используют и присадки к топливу в виде мочевины, хранящейся в отдельном баке, что, конечно же, весьма неудобно.

Совершенно необычное решение проблемы найдено группой ученых из Германии, Бельгии, Голландии и Швеции в ходе четырехлетних исследований по заданию фирмы Heidelberg Cement - производителя цемента! Они нашли способ обезвреживать вредные окислы NOx уже после того, как они выброшены из выхлопной трубы автомобиля и соприкоснулись с покрытием дороги, стенами зданий, конструкциями путепроводов. Нужно лишь «заштукатурить» их новым материалом TioCem - цементом, содержащим наночастицы диоксида титана TiO2. Эти частицы становятся катализаторами химической реакции - она идет под воздействием ультрафиолетовой радиации Солнца и преобразует окислы в нитраты NO3, которые затем растворяются в дождевой воде и смываются в канализацию.

В лабораторных условиях оказалось достаточно нескольких минут облучения солнечным светом, чтобы концентрация окислов азота в омывающем образец воздухе снизилась на 66%. А вот итальянский концерн Italcementi, получивший патент на это покрытие, названное им TX Active, установил на протяжении 100 м дороги близ Парижа четырехметровый забор из нового материала, имитирующий фасады домов. Представьте - в этой зоне концентрация NOx снизилась вдвое! Значит, все хорошо? Да, кроме одного: новый цемент дороже обычного в 10 раз! Хотя, конечно, на тонкий наружный слой его нужно не так много.

Подпишитесь на «За рулем» в