Зараженные идеей
Неофициальный Кубок наций в формульных гонках вступил в свой третий «осенне-зимний» сезон. Большие убытки, понесенные в первый год самими создателями гоночной серии А1, уже почти забыты. Затем хозяйство передали опытным европейским менеджерам, и дела улучшились.
Не сказать, что турнир процветает и как-то заметно вырос в масштабах. Все те же 10 этапов и, на данный момент, 22 национальные команды. Однако авторитет набрал - за результатами серии следит, по самым скромным подсчетам, половина населения планеты! Во многом благодаря активному участию Китая и Индии. Для жителей этих стран серия А1, бесспорно, главное гоночное зрелище! Но и в США, и в Австралии тоже аудитории немалые. Хотя не секрет, что американцы в первую очередь интересуются домашними, а отнюдь не заморскими гонками.
Ротация наций крайне невелика - почти все, кто пришел с самого начала, выступают и сейчас. Хотя странно, что до сих пор в А1 нет японской, испанской, шведской команд - обещали, но что-то не сложилось. А в том, что на счету России по-прежнему лишь четыре старта двухгодичной давности, ничего удивительного нет. Проблема не в отсутствии способных гонщиков или богатых спонсоров - нет организатора, который заразил бы идеей и добился реализации подобного проекта. Затраты-то здесь, по гоночным меркам, умеренные - они сопоставимы с европейскими чемпионатами GP2 и формулы «Рено», где россияне стартуют регулярно.
Потому Виталий Петров и Михаил Алешин - на сегодня самые быстрые наши пилоты - зимой тренируются и отдыхают. А лучшим российским результатом в серии А1 остается 13-е место Романа Русинова на одном из этапов сезона 2005-2006.
Впрочем, в формуле 1 или чемпионате мира по ралли тоже нет россиян, но эти гонки мы смотрим. А серия А1 мало-помалу из «еще одного молодежного турнира» превращается в самостоятельный и самобытный, со своими собственными звездами. В их числе и те, кто побывал в формуле 1, но не смог там закрепиться: чех Томаш Энге, малазиец Алекс Йонг, индиец Нараин Картикеян. 35-летний голландец Йос Ферстаппен тоже выступает третий год подряд! Правда, их не назовешь хозяевами положения - пилоты менее известные, но более молодые едут быстрее.
Вообще, А1 преподнесла уже множество сюрпризов. Кто мог ожидать, например, что завсегдатаями чемпионата станут команды… Ливана и Пакистана? Неужели даже там есть гонщики приемлемого уровня?! Не обошлось без тактических хитростей - за Пакистан успешно ездил молодой британец с «пакистанскими корнями» Адам Кан. А вот за Ливан стартовали уже шесть (!) разных пилотов, сплошь коренные ливанцы, и все умудрились набрать зачетные очки. Просто досада берет, что наших там нет - уж в десятку-то сильнейших вполне по силам пробиться!
Нет, отложим-ка эмоции в сторону. Какое место сейчас занимает команда США? После четырех этапов - ни одного очка. Италия? Стыд и срам - на пятнадцатой позиции. А какова ситуация у действующего чемпиона, Германии? За нее по-прежнему стартует Нико Хюлькенберг, одержавший немало побед год назад, да еще Михаэль Аммермюллер - восходящая звезда. И… команда всего лишь на восьмом месте. А вот 23-летний китайский гонщик Чен Кон Фу - слышал кто-нибудь про такого? - поднялся на подиум домашнего этапа. Команда Китая, между прочим, идет девятой -сразу за Германией. А кто лидирует в Кубке наций, в жизни не угадаете: Швейцария, на территории которой уже много лет… запрещены автогонки!