Замена бойца
Сначала организаторы марафона запретили свободную компоновку, которая позволяла размещать двигатель грузовика где угодно. От этого выигрывали заводские команды, целенаправленно вкладывавшие в постройку значительные средства. Но таких было всего ничего: «Татра», «КамАЗ», «Перлини». Чтобы повысить привлекательность гонки для широкого круга участников, регламент переписали: двигатель должен находиться непосредственно за кабиной. Так несколько лет назад появился КамАЗ-4911. Для омологации достаточно было построить партию из 15 гоночных машин, но в этом году появилось условие: в основе раллийного грузовика должна быть «гражданская» модель, серийные узлы и агрегаты. Очевидно, что мотивы те же: удешевить гоночную технику, дабы заинтересовать новых участников. Впрочем, у нашей команды есть своя версия: это очередная попытка осложнить КамАЗу путь к пьедесталу. Говорят, даже новые техтребования мы получили лишь в конце лета - позже, чем остальные участники. Тем не менее к «Дакару-2008» автомобиль построили и даже успели протестировать в ралли-рейдах.
По новым требованиям расстояние от передней оси до плоскости разъема двигателя и коробки теперь может составлять 1,4 м, камазовцы воспользовались этим и переместили мотор на 400 мм назад. Кабина в свою очередь сдвинулась на 200 мм. В чем выигрыш? Во-первых, это лучшая развесовка: автомобиль хорошо управляется на высокой скорости и при неизбежных в любом ралли прыжках. Во-вторых, улучшилось охлаждение двигателя благодаря иной компоновке радиаторов. Модернизация, хоть и не сильно, но заметна внешне: новый КамАЗ-4326-9 легко узнать по иным воздухозаборникам, которые интегрированы в кабину.
Еще одно отличие - уменьшенный передний свес и, как следствие, больший угол въезда. Представьте, что нужно ходом форсировать бархан: низкий бампер обязательно зацепит гору песка, а при приземлении грузовик может зарыться носом. Новая конструкция (кстати, аналогичная компоновка встречалась у «Татры») сводит этот риск к минимуму.
Неприятный сюрприз приготовили и экологи, надзирающие за техникой. Их, видите ли, беспокоит слишком высокая дымность спортивных дизелей. Спору нет, о безопасности окружающей среды надо заботиться, только вряд ли доля даже сотни гоночных грузовиков заметна в общем количестве выбросов на Земле. Причем, что забавно, «зеленых» взволновала именно дымность, а не содержание вредных примесей: комиссары будут оценивать соответствие новым требованиям буквально на глаз! Ярославские мотористы не остались в долгу: выхлопные трубы и глушители теперь расположены не вертикально за кабиной, а под днищем - попробуй разгляди сажу в клубах пыли из-под колес! А если серьезно, настройки дизеля все-таки поменяли, из-за чего «часть лошадей разбежалась», как посетовал руководитель команды Семен Якубов.
Подвеска могла бы претерпеть существенные изменения, ведь команда намеревалась использовать облегченные мосты финской компании «Сису». Аналогичные балки применяют конкуренты, что позволяет выиграть 150 кг массы с одной оси. Но, увы, испытания в арабской гонке «Дезерт Челлендж» заставили от них отказаться, и новый КамАЗ поедет со старыми балками. Та же судьба постигла дисковые тормоза. Теоретически они лучше охлаждаются, однако, как и любой новый узел, требуют адаптации и настройки. Несмотря на эксперименты с разными колодками, от них не смогли добиться той же эффективности, что у привычных «барабанов». Их-то за годы участия в ралли-рейдах камазовцы изучили вдоль и поперек и выжимают из конструкции максимум.
А вот амортизаторы новые, марки Reiger Racing. Они лучше отвечают специфике песчаного марафона, да и более комфортны, чем традиционные от БМД. Те были неубиваемыми, но подвески с ними буквально вытрясали душу из экипажа. Появившиеся в подвеске и рулевом управлении гидроцилиндры служат той же цели: снижению экстремальных нагрузок и улучшению контакта колеса с рельефной поверхностью.
Поклонники «Дакара» помнят жуткую аварию, которая постигла экипаж под управлением Владимира Чагина в прошлом году. Тогда при неудачном приземлении на скорости 120 км/ч грузовик «встал на уши» - на остатки кабины было страшно смотреть, однако все выжили. В этом году безопасности уделили еще больше внимания. Конструкцию каркаса усилили, заменив часть труб утолщенными, добавили укосы. Салон скомпоновали по-иному, сместив среднее сиденье назад. Так удобнее всем: пилот при переключении передач не рискует вместо рычага схватиться за коленку штурмана, а тот, в свою очередь, меньше отвлекается на действия водителя.
Единственное, что никак не дается конструкторам, - это снижение массы. Новые правила позволяют облегчить гоночный грузовик до 8,5 тонн, а КамАЗ-4326-9 на 200 кг тяжелее - и это без учета топлива и комплекта запчастей, которые добавляют около полутора тонн. Конечно, совсем без ремкомплекта обойтись невозможно, хоть русская смекалка не раз позволяла творить чудеса - в прошлом году прокладку головки цилиндров (!) взамен прогоревшей вырезали прямо из обшивки кабины. Но и возить в кузове еще один КамАЗ в разобранном состоянии бессмысленно - главное найти золотую середину. И при подготовке к сезону 2008 наша команда сделала все, чтобы повысить шансы на победу.