Дело о ловких комиссионерах
НАЧАЛО КОНЦА
На природу лучше всего ездить большой компанией, а таковой нужна машина просторная и комфортабельная - например, подойдет мини-вэн или микроавтобус. Жаль, новые машины подобного класса многим просто не по карману. Вариант подешевле - купить подержанную. Именно на такой решил остановиться Александр Б. Он и раньше часто совершал небольшие путешествия с семьей и друзьями; постепенно это стало стилем жизни. Но так случилось, что Б. поменял работу и расстался со служебным вседорожником.
«Фольксваген-Каравелла» 1992 года Б. нашел по объявлению. Машина в хорошем состоянии, цена приемлемая. После диагностики договорились с хозяином, что сделку проведут через комиссионный магазин.
На следующий день Б. приехал в подмосковный город Домодедово, где была зарегистрирована «Каравелла». Пока его осматривали сотрудники ГИБДД, в «комиссионке» уже выписали справку-счет. Как все здорово организовано! Александр расплатился с продавцом и в отличном настроении поехал домой. Он еще не подозревал, что веселой компании не кататься на этом автомобиле...
Но сначала все складывалось нормально. Новый владелец оплатил все необходимые сборы, купил полис ОСАГО и для регистрации отправился в ГИБДД Одинцово. На площадке осмотра транспортных средств инспектор ГАИ придирчиво осмотрел машину и заявил… что номер на кузове (VIN) перебит, поэтому он обязан документы задержать! Б. тут же позвонил продавцу, но тот стал отнекиваться - дескать, «машину при тебе в Домодедовском ГАИ с учета снимали, поэтому я здесь ни при чем». Документы у Александра все-таки изъяли, "Каравеллу" пришвартовали на стоянке ГИБДД. Через неделю состоялась экспертиза, которая показала, что «номер кузова был изменен и не соответствует требованиям завода-изготовителя». По этому поводу в Одинцовском УВД возбудили уголовное дело, но сразу приостановили, так как не смогли установить виновного.
Небольшое авторское отступление. Сдается, сотрудники милиции не особо хотели искать злоумышленника! Ведь к автомобилю прилагался дубликат паспорта транспортного средства (ПТС), выданный 6 отделением МРЭО ЮВАО г. Москвы. Он позволял проследить всю цепочку собственников от момента ввоза автомобиля в страну, установить, на каком этапе произошел подлог. Но в милиции поступили проще: уголовное дело приостановили, а в регистрации покупки отказали. И предоставили хозяину искать выход самостоятельно. Б. вновь обратился к прежнему владельцу с просьбой забрать автомобиль и вернуть деньги. Естественно, снова последовал отказ. Тогда Александр обратился к нам.
А МЫ НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕМ!
Изучив документы, я посоветовал предъявить комиссионному магазину требование о расторжении договора купли-продажи. Дело в том, что Б. приобрел автомобиль по справке-счету. В этой ситуации продавцом (на юридическом языке -комиссионером) выступает магазин, который оформляет справку-счет. В ней указано, что ООО «Пресс» продало автомобиль «Фольксваген-Каравелла» за 249 тыс. рублей. В этом же документе записаны номера двигателя и кузова. В Одинцовском УВД установили, что номер кузова был перебит, и на этом основании в регистрации транспортного средства отказали. Получается, ООО «Пресс» продало автомобиль, которым покупатель не может воспользоваться! На сей счет в статье 461 ГК РФ записано, что «продавец обязан возместить покупателю понесенные им вследствие изъятия товара убытки». Кроме того, по правилам комиссионной торговли именно магазин отвечает за недостатки товара.
Мы подготовили исковое заявление и обратились в Звенигородский городской суд.
Но все судебные извещения руководство ООО «Пресс» проигнорировало. Тогда я с поручением от суда сам отправился в Домодедово на поиски ответчиков. К моему удивлению, комиссионный магазин находился… непосредственно в здании ГИБДД Домодедовского района по улице Станционной! Не потому ли автомобили, проданные через ООО «Пресс», так быстро проходят проверку, а сотрудники ГИБДД не замечают перебитые номера? Впрочем, это только мои досужие размышления…..
На месте я пообщался с бухгалтером «комиссионки», вручил судебные документы и предложил решить вопрос миром. На что получил ожидаемый ответ: «Мы только переоформляем машины и ни за что не отвечаем». И в очередной раз мне посоветовали «разобраться» с прежним собственником.
РЕШЕНИЯ ТРИ ГОДА ЖДУТ
В общем, пришлось затевать судебную тяжбу с магазином. Эксперт Одинцовского ОВД установил, что в документах значился один номер, фактически на автомобиле - другой, но нашелся и третий, заводской. Самое интересное, что номер двигателя при этом остался заводским. За это сразу зацепился директор комиссионки! По его версии, автомобиль был продан с правильными номерами, а Б., перед тем как приехать в ГИБДД на регистрацию… поменял кузов! Проделать это технически возможно, но зачем нормальному человеку такие «приключения»? Суд тоже отнесся к версии ответчика скептически, но, однако же, назначил экспертизу с целью ответить на вопрос: заменяли кузов автомобиля или нет? Экспертиза длилась около месяца, вердикт специалистов однозначен: кузов не меняли, изменен лишь идентификационный номер.
Ответчики решили не сдаваться и выдвинули новый тезис: Б. сразу после покупки сам перебил номера на кузове. Видимо, чтобы жить было не скучно! Однако, как следовало из материалов уголовного дела, Б. к подделке номеров отношения не имел.
Нам же необходимо было установить, какой идентификационный номер (VIN) является подлинным. Суд по нашей просьбе подготовил запрос в представительство завода-изготовителя («Фольксваген Групп Рус»). Там дали однозначный ответ: микроавтобус «Фольксваген-Каравелла» был выпущен с тем двигателем, номер которого указан во всех документах, в том числе справке-счете. А вот правильный идентификационный номер нашел только эксперт Одинцовского ОВД. В справке-счете и ПТС были указаны несуществующие идентификационные номера: автомобиль с таким VIN с конвейера вообще не сходил!
Тут в дело вступил адвокат, чьи доводы содержали больше логики. Теперь ответчики ссылались на то, что Б. и прежний собственник договорились о сделке и провели ее самостоятельно, а ООО «Пресс» лишь участвовало в оформлении покупки. Кроме того, суду были предоставлены документы, по которым «Пресс» арендует помещение в отделе ГИБДД, но занимается вовсе не комиссионной торговлей, а всего лишь «переоформлением автомобилей». Правда, ни адвокат, ни директор так и не смогли объяснить, в чем заключается «переоформление» -нет в законе такой процедуры! Последняя соломинка, за которую пытались уцепиться адвокат и директор магазина, -это установленный в судебном заседании факт передачи денег Б. непосредственно прежнему владельцу, а не в кассу магазина.
На все споры ушло… почти три года. Наконец, суд вынес решение: договор купли-продажи, заключенный между Б. и комиссионным магазином, расторгнуть, взыскать с ООО «Пресс» в пользу Александра Б. 249 тыс. рублей. Кроме того, комиссионный магазин будет вынужден оплатить судебные расходы и оплату услуг представителя, а это более 60 тыс. рублей. Понадобилось несколько лет, чтобы справедливость восторжествовала…
Покупая подержанную машину, не жалейте времени на проверки и грамотное оформление сделки! Иначе при возникновении спора вы куда больше потеряете в суде.
СОВЕТ ЮРИСТА
Увы, всегда есть риск нарваться на «криминальный» автомобиль. Если вы все-таки решились купить подержанную машину с рук, постарайтесь максимально подстраховаться. Предварительно проведите экспертизу документов и автомобиля (такую услугу оказывают почти на всех крупных авторынках). В договоре купли-продажи всегда указывайте реальную цену машины; в противном случае при возникновении спора покупатель сможет вернуть только деньги, записанные в договоре. Если сделка оформляется через комиссионный магазин, также проследите, чтобы в справке-счете была указана реальная сумма покупки. Тогда по закону вся ответственность за качество автомобиля возлагается на этот магазин. И только в случае банкротства «комиссионки» обязанности по сделке, в том числе ответственность за качество товара, может быть возложена на прежнего собственника-продавца. Поэтому избегайте мелких ненадежных магазинчиков, занимающихся только «переоформлением» автомобилей.