Губит людей вода

Губит людей вода

Многие считают: почему бы не пролететь лужу на хорошей скорости, когда ты за рулем роскошного автомобиля! Шины глиссируют, как водные лыжи, управление и тормоза «никакие», ощущение захватывающе острое – будет чем похвастать. Правда с оговоркой, что лужа не слишком обширна, трасса прямая, автомобиль не занесло и он не вылетел с дороги. Аквапланирование на повороте – верный путь к припаркованному на обочине грузовику или в канаву. Хвастать будет нечем. Мораль: по лужам не гоняй!

Это справедливо и для другой ситуации, на которой остановимся подробней – ремонт тут тоже не копеечный. Представьте: ливень превратил улицы в реки – люди едут осторожно, медленно. А кому-то невтерпеж – и он, подняв водяной вал, демонстративно обгоняет «тихоходов», но вдруг – бац! – мотор встал, стартером не провернешь. Что произошло?

Наука тут нехитрая. Когда неосторожный водитель в глубокой луже поднимает волну, вода врывается под капот и окатывает двигатель с его системами. Тяжесть последствий зависит от особенностей конструкции передка, моторного отсека, подмоторного щита, системы впуска и т.д. Если намокнут свечи, провода и т.д., мотор может заглохнуть. Если немного воды попадет в воздухозаборник, ситуация опять-таки терпимая – ну, подергается мотор и перестанет.

Самая опасная глупость – азартно подгонять поднятый водяной вал, двигаясь вместе с ним. Пока водитель не сообразит, что пора сбавить скорость, или машина не встанет сама, уровень воды под капотом держится на максимуме – ей ничего не стоит проникнуть в двигатель: воздушный фильтр для нее – такое же препятствие, как рыболовная сеть для цунами. Удар – и коленвал встал! Правда, «мертвецки напьется» лишь один цилиндр – тот, в котором воды больше, чем может поместиться над поршнем в конце сжатия, но и этого, увы, хватит! Жидкость практически несжимаема: поршень не пройдет ВМТ и остановится с жестким ударом – резче, чем если бы ему мешала попавшая в цилиндр гайка! Последствия такого «клина» порой самые тяжелые, вплоть до поломки коленвала. Особенно подвержены гидроудару дизели – у них степень сжатия выше, чем у бензиновых, а значит, объем камеры сгорания меньше.

Исстари многих учили рассекать брод на повышенных оборотах, чтобы вода не заливала выпускную систему и не глушила мотор. С этой точки зрения советы преподавателей автошкол вроде бы разумны. Но только при одном условии: водитель должен исключить риск засасывания воды в цилиндры. Как он это сделает, вопрос особый – быть может, воспользуется нашим опытом (ЗР, 2007, № 10).

В остальных случаях есть смысл ехать на первой передаче с «пешеходной» скоростью, чтобы и обороты были невелики. Дело в том, что с ростом оборотов и скорости кинетическая энергия вращающихся масс двигателя, трансмиссии и т.д., а также автомобиля как целого увеличивается по закону квадратов скоростей – чем быстрей движется в воде машина, тем опасней последствия «водяного удара», если он все же случится! Если воды – по фартук передка и выше, то опасный водяной вал вырастает перед легковой машиной уже при скорости примерно 10–15 км/ч. Заметили? Притормозите – волна оторвется и уйдет вперед, энергично понизив уровень под капотом!

Естественно, чем глубже лужа и ниже воздухозаборник, тем медленней надо ехать. Неспроста ВАЗ изменил конструкцию воздухозаборника на «десятках» – прежний забирал воздух на уровне нижней кромки фары, из-за чего было поломано немало моторов. Новый повыше. Однако кто-то может поднять такую волну, что тяни воздуховод хоть с крыши – от дурака не защитит. Бывает, впускной тракт делает петлю, которая имеет стык ниже воздухозаборника (например, на автомобилях «Пежо»), поэтому стоит следить за герметичностью всей системы.

Если вы считаете, что виноваты в таких событиях заводы-изготовители автомобилей, то ошибаетесь. «По букве закона» они чисты. Легковой автомобиль предназначен для езды в тех условиях, которые оговорены в руководстве по эксплуатации. Насчет форсирования рек, озер, болот и морей нет там ни слова. Утопили – пеняйте на себя, ремонт – за ваш счет.

Подпишитесь на «За рулем» в