Французы тут как тут
В самом начале года на АВТОВАЗе приняли решение повысить цены на все модели - в среднем на 1,9%. Видимо, это заставило автозаводцев активизироваться: за первую неделю января на заводе модернизировали, отремонтировали и отладили около 5000 единиц оборудования. Для чего? Главным образом, чтобы без помех после праздников начать выпуск новых моделей в новых цветах.
«МЛАДШЕНЬКИЕ»
Во-первых, с конвейера сошли 30 первых серийных хэтчбеков «Лада-Приора» (ВАЗ-2172), причем сразу в комплектации «люкс» (противотуманные фары, обогрев сидений, две подушки безопасности, климатическая система, парктроник и другое дополнительное оборудование). Как объяснил директор проекта «Приора» Сергей Прохоров, параллельно с обучением персонала и оценкой качества всех узлов и автомобиля в целом на конвейере отрабатывали сборку кузова, модернизированного в расчете на требования пассивной безопасности EuroNСAP.
Первые автомобили ждала незавидная участь - они разбиты во время самых разных испытаний. Массовый выпуск ВАЗ-2172 начался в феврале; однако производство «двенадцатой» модели продолжится еще несколько месяцев - до июня на конвейере будут жить бок о бок два хэтчбека. Но все модели - и 2112, и «приоры» - получат единый моторный щит, дабы отвечать нормам безопасности, и единую же приборную панель.
Кстати, пока ВАЗ-2172 будут делать в комплектациях «Норма» и «Стандарт», а «Люкс» (с кондиционером) появится в производстве и продаже только весной. Параллельно с запуском хэтчбека на заводе подготовится к производству «Приора»-универсал (ВАЗ-2171); такие автомобили появятся через год. Кроме того, в конце 2008-го ждем две новые комплектации «Приоры»: бюджетную (с нее снимут все дополнительное оборудование) и «люкс+» (с новыми бамперами, молдингами, «обвесом» и т.д.). Всего в 2008 году АВТОВАЗ рассчитывает продать 180 тысяч «приор».
А вот обещанная три года назад «Калина-универсал» в январе начала поступать к дилерам - пока в виде демонстрационных образцов (в январе выпущено всего 360 автомобилей); товарные машины пошли в феврале. Объявленная стоимость - 258 тыс. руб. (для сравнения: базовый седан ВАЗ-1118 стоил в январе в Тольятти 249 тысяч, хэтчбек ВАЗ-2119 - 253 тысячи).
Производство «Калины» достигло половины проектной мощности - 425 машин в сутки. Седан и хэтчбек теперь доступны с широким списком оснащения - с подушкой безопасности, ABS, подогревом сидений, литыми дисками и т.д. (280 тыс. руб.). С марта можно будет заказать и кондиционер. И примерно половину всех «калин», выпущенных в этом году, оснастят новым 16-клапанным двигателем 1,4 л. Кроме того, летом должен появиться хэтчбек «Лада-Калина Спорт».
С января вазовские машины красят в новые цвета: темно-зеленый «Робин Гуд» для «самар» и голубовато-серый «Сириус» для «приор». Всего же в первом месяце 2008 года АВТОВАЗ применял для окраски автомобилей 21 эмаль с названиями одно изысканнее другого: «Рислинг», «Изабелла», «Черника», «Совиньон», «Мускат», «Сочи», «Млечный Путь»…
ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕСАНТ
Словом, завод работает, как принято говорить, в плановом режиме. Но параллельно с этим идет совсем другая жизнь, и связана она с предстоящим соглашением между АВТОВАЗом и французской компанией «Рено» (оно должно быть подписано в конце февраля - начале марта 2008 года). Тогда новый партнер станет владельцем 25% плюс 1 акция российского предприятия.
В декабре в Тольятти высадился целый «французский десант». Сначала прибыл глава альянса «Рено-Ниссан» Карлос Гон со свитой: целый день они изучали автозавод и только после этого подписали документы о сотрудничестве. Затем в автограде побывало еще несколько представительных делегаций из Парижа во главе с четырьмя вице-президентами «Рено». Больше всего «рыли землю», как говорят, команды вице-президентов по экономике и техническому развитию. Последнего интересовало абсолютно все - от старого литейного производства до новых лабораторий НТЦ.
Похоже, именно научно-технический центр привлек особое внимание высоких гостей. Ведь здесь еще недавно практически с нуля создавали до 100 прототипов в год! Видимо, французов интересует возможность развернуть в Тольятти современный научно-исследовательский центр, нацелив его на разработку «бюджетных» моделей для развивающихся рынков. Причем большую часть новинок, не мешкая, запустить в серию - «Рено» оценивает потенциал уже существующего на АВТОВАЗе производства в 1,2-1,5 млн. машин в год.
Какие из ныне выпускаемых семейств «Лады» останутся в программе, а какие уйдут, чтобы освободить свои нитки конвейера под новые совместные разработки, а также модели «Рено» и «Ниссан»? Сейчас об этом можно только гадать. Весной французы вместе с блокирующим пакетом акций получат статус «стратегического партнера», но в течение года они могут докупить еще четверть АВТОВАЗа и стать владельцами 50% акций + 1. Что это им даст? Куда большую свободу в принятии решений. Если вспомнить, что в «Рено» сегодня собралась, быть может, лучшая в мире команда кризисных управляющих, то, похоже, АВТОВАЗ удачно выбрал себе партнера… Уже в конце февраля - начале марта, когда подпишут соглашение, мы услышим, надеюсь, о планах развития предприятия из первых уст.