Мелеют «Волга» и «Ока»...
В 2007 году с конвейеров сошло почти 1,3 млн. легковых автомобилей - на 9,4% больше, чем в 2006-м. Второй год подряд производство выросло почти на 10%. Впервые среднемесячный выпуск легковых автомобилей в стране превысил 100 тыс. шт. (причем с июля не опускался ниже); в октябре поставлен рекорд - около 125 тыс. штук. Только не стоит путать итоги производства с цифрами продаж: они могут не совпадать. Чаще всего так и происходит, ведь в начале нового года продаются автомобили, выпущенные в конце предыдущего. Итоги продаж в 2007-м - на с. 138.
Не секрет, что прирост достигнут благодаря увеличению объемов сборки иностранных моделей, тогда как объем выпуска отечественных продолжал снижаться. Так, производство автомобилей «Волга» сократилось на 24,6% и опустилось ниже 40-тысячной отметки. АВТОВАЗ собрал 735 897 машин, на 3,9% меньше, чем в 2006 году - снижение как по «классике», так и по другим семействам. Впрочем, сокращение выпуска машин «десятого» семейства (-41,3%) компенсировалось новой моделью «Приора» (в 2007 году собрано около 73 тыс. шт.). В целом же АВТОВАЗ быстро теряет свою долю в общем производстве легковых автомобилей в России. В 2005 году она составляла 67,1%, в 2006-м - 65%, в 2007 году снизилась уже до 57,5%.
Хуже всего дела на СеАЗе, где выпуск сократился на 56,8%; сейчас здесь делают менее 5 тыс. малолитражек в год. «Иж-Авто» все еще собирает универсал ВАЗ-2104 и его модификации, но их производство снизилось на 23,2%. Эту грустную статистику несколько скрашивает УАЗ, который продолжает увеличивать выпуск вседорожников «Хантер» и «Патриот» (в 2007 году - на 11,7%). В целом же производство традиционных легковых моделей автомобилей в 2007 году составило 834 859 единиц и снизилось на 7% против 2006 года.
А вот легковых автомобилей иностранных моделей, производство которых организовано на территории России, сделали в 2007 году 452 571 - на 62,3% больше, чем в 2006 году. Их доля в общем выпуске составила 35,1% (2006 год -23,7%, 2005-й-14,8%).
Группа компаний «Автотор» увеличила выпуск иномарок в 2,7 раза (по сравнению с 2006 годом) и впервые превысила стотысячный рубеж. Причем автомобилей китайской марки «Чери» сделали в 3,3 раза больше (всего здесь собирают 25 моделей 7 брендов!). План 2008 года - около 200 тыс. машин. На уровень 70 тыс. собранных автомобилей в 2007 году вышли три завода: ТагАЗ (Ростовская область; здесь собирают четыре модели «Хёндай»), «Автофрамос» (Москва) и «Форд» (Ленинградская область). В 2 раза, до 50 тыс. автомобилей, увеличился выпуск иномарок на «Иж-Авто»; в 4,7 раза - на ЗМА в Набережных Челнах (здесь собирают три модели «Саньён» и одну - ФИАТ). СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» изготовило в 2007 году свыше 55 тыс. автомобилей (+14,9%). На «пилотном» производстве «Джи-Эм» в Санкт-Петербурге в прошлом году собрали 5679 внедорожников «Шевроле» и «Опель». В 2007 году начали выпускать вседорожники «Ленд-марк» и седаны «Джили» на заводе АМУР (Свердловская область).
В общем, налицо результат действия постановления правительства № 166, определившего принципы организации промышленной сборки. А через четыре года инвестиции уже 12 иностранных производителей в строительство своих заводов должны составить почти 3 млрд. долларов: в России станут выпускать ежегодно около 1 млн. иномарок. И это не считая «китайцев»…