Право-ведение

Право-ведение

Отправляться в Японию или во Владивосток жителям европейской части невыгодно: перелет в один конец - от 9000 рублей, а обратно своим ходом и того дороже. К тому же неблизкий путь чреват внеплановыми издержками. Поэтому поищем приемлемые варианты на месте: через специализированную фирму, на рынке и по объявлению.

Из двух «тойот-ипсум» (Ipsum) не повезло правой: похоже, в вагоне-«сетке» ей досталось не самое лучшее место, поэтому весь передок в сколах. Правда, и просят за нее меньше.

ЖУРАВЛЬ ПО НЕБУ ЛЕТИТ

Фирм, занимающихся покупкой и доставкой авто из Японии, в интернете великое множество. При выборе ориентируйтесь на оборот и опыт работы: чем они больше, тем меньше для вас вероятность потерять обязательный задаток. Сумма эта, как правило, в крупных компаниях колеблется от $500 до 10% от конечной стоимости авто, выбор которых огромен: на вторичном рынке каждая марка представлена двумя десятками моделей - от карликовых «горожан» до огромных грузовиков. Секрет прост - тамошние владельцы стараются избавиться от старья задолго до пробега 100 тыс. км. Ведь потом машина облагается «драконовским» налогом (шакен), и содержать ее становится разорительно.

Русскоязычной инструкции к праворульным авто не прикладывают - осваивать опции приходится «методом тыка».

Остановиться на конкретном варианте порой непросто, поэтому фирмы-посредники часто используют «дилерскую схему», когда персональный менеджер не только поможет с выбором модели, но и будет вести дело вплоть до вручения заветной покупки.

Однако подписывать договор впопыхах не следует - внимательно его изучите, особенно сноски мелким шрифтом. Совет не праздный, ведь риски посредника страхует покупатель. Как, например, поделить убытки, если автомобиль при транспортировке серьезно повредят или, того хуже, утопят в океане? Зачастую в бумагах о таком форс-мажоре нет ни слова, поэтому спорные вопросы, в том числе возврата денег в случае отказа от покупки, лучше решить «до кассы», чем после в суде.

Навестить посредника до завершения сделки придется, по меньшей мере, еще раз - когда нужную машину отыщут на аукционе в Японии, на что нередко уходит больше недели. Зачастую комплектация отличается от оговоренной, но, как правило, несущественно. Например, серый цвет может оказаться серебристым, а подогрев сидений будет совмещен с вентиляцией. Здесь надо либо продолжить поиск, либо согласиться с найденным вариантом. Правда, познакомиться с будущим приобретением можно лишь виртуально - по фото и записям в оценочном листе, так называемом «аукционнике».

Полученные сведения, как правило, достоверны: пробег японцы редко скручивают (там за это наказывают), к тому же почти все авто проходят ТО на фирменных сервисах. Да и щепетильности островитянам не занимать - при заполнении «аукционника» приемщик отмечает даже мельчайшие дефекты. Известны случаи, когда отмеченный в бумаге скол краски на поверку оказывался битумным пятнышком. А вот сколько повреждений добавится по прибытии авто, угадать сложно. Оторванные при такелажных работах бамперы, конечно, отремонтируют (или заменят) бесплатно, но незначительные царапины и прочую «мелочь» вылизывать никто не станет. Придется смириться - либо вовсе отказаться от покупки.

В случае положительного решения автомобиль ждут проводы на родине, разгрузка во Владивостоке, растаможка (на все уходит около трех недель) и дальняя дорога в вагоне-«сетке» по Транссибу (еще две недели) или морем до Финляндии, Новороссийска или Калининграда (примерно два месяца). Следить за этой тягомотиной можно через интернет в режиме «онлайн» - многие компании предоставляют такую возможность. Однако не проще ли подыскать экземпляр дома на рынке?

БАЗАРНЫЙ ДЕНЬ

Ехать на торговище разумнее в выходные - выбор богаче и, главное, больше продавцов толпятся у своего товара, охотно позволяя посидеть внутри и даже прокатиться. Задачи у каждого свои, но цель общая - убедить потенциального покупателя, что его машина - лучшая. Верить на слово не стоит - авто с транзитными номерами Приморья, к примеру, нередко оказываются «конструкторами». Их ввозят по частям (экономят на «таможне»), затем собирают и, легализовав, выставляют на продажу. «Аукционник» в этом случае наверняка липовый, но распознать поддельный в полевых условиях невозможно: ведь в отличие от денег, у него нет никакой защиты. Поэтому внимательно изучаем «вторичные признаки».

Например, в ПТС на черный «Ленд Крузер» значится неведомый мотор V8 в 130 л.с. - заниженная мощность позволяет сэкономить на транспортном налоге. Но государство не обманешь, да и c ГАИ проблем не избежать. Известен случай более чем годовой волокиты с регистрацией похожего варианта - 280-сильной «Субару-Импрезы», у которой в документах значилось лишь 135 «лошадок».

«Тойота-Приус» (гибрид, 2002 г., $13 тыс.) показалась неплохим вариантом, однако дефекты, отмеченные в «аукционнике», не совпали с местами реального ремонта. Значком W1 (см. табл.) на бумаге отмечено левое переднее крыло, в то время как редакционному дефектоскопу «не понравилось» правое, а продавец, завидев неведомый прибор, поспешил «заговорить зубы» преимуществами гибридного привода и даже предложил проверить истинность лота на сайте аукциона. Это не более чем маркетинговая уловка: ведь навыками архивариуса владеют не все, и даже если «база ответит», не факт, что несведущий житель провинции сумеет разобраться во всех закорючках.

Но на рынке немало и приемлемых предложений. На «Хонде-Сивик» (2002 г., 1,5 л, 74 тыс. км, $13 200) не нашлось ни одного изъяна, как и на «Тойоте-Витц» 2000 года (аналог «Яриса» предыдущего поколения). В «Тойоте-Приус» (2001 г., 89 тыс. км, $12 500) «умерла» одна из восьми банок тяговой батареи, о чем продавец честно предупредил. Заменить ее не так дорого (2500-3000 руб.), а других проблем авто, похоже, не сулит. «Тойота-Приус» 2004 года (нового поколения) избежала даже мельчайших сколов на передке (машину доставили морем) и выглядит только что сошедшей с конвейера, однако цена $18 800 показалась «кусачей». Может, в частных объявлениях ценники поскромнее?

ИЗ ТРЕТЬИХ РУК

Действительно, цены у частников в интернете пониже - машины уже «хлебнули» российской действительности, и почти у каждой третьей есть следы уличных боев. Причем наиболее часто повреждения достаются левому борту (у леворульных, заметьте, - наоборот). Например, у «Мазды-Демио» 2000 года (предыдущее поколение) с пробегом 98 тыс. км, за которую просили 145 000 руб., оказалось несильно помято переднее левое крыло, расколот бампер и левая секция «поворотника» в блок-фаре. Отремонтировать такую машину (детали, плюс покраска) обойдется примерно в 30 тыс. руб., а учитывая подоспевшие к замене ремень ГРМ (меняется на 100 тыс. км), аккумулятор и резину - еще около 25. Просуммировав, находим покупку невыгодной, так как средняя цена аналогичного авто без повреждений - около 185 000 руб., а «наша» обходится в 200 тысяч, да с заботой о ремонте в нагрузку.

Несмотря на «неправильный» руль и проблемы с доставкой, праворукий рынок сдаваться не собирается, пока автолюбитель охотно поддерживает его рублем. Правда, ездить «против шерсти», по крайней мере, некомфортно, но вспоминают об этом лишь по большим праздникам -экономические аргументы для многих главнее всех остальных.

НАБЛЮДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

1. При покупке авто с «правым рулем» обязательно обратите внимание на светотехнику - в конечном итоге она должна соответствовать действующим российским стандартам.

2. Заказывая машину на аукционе через фирму-посредника, будьте готовы отдать аванс, а порой и полную стоимость лота, и ожидать покупку до трех месяцев.

3. Подписывая договор с посредником, внимательно изучите все пункты - лучше потерять полчаса здесь, чем недели и месяцы в судебном процессе.

4. Готовьтесь к тому, что дефектов на кузове почти всегда будет больше, чем отмечено в «аукционнике», особенно если авто доставляли «в сетке» по железной дороге.

5. Покупая машину на рынке, постарайтесь, если это возможно, сверить «аукционник» с архивом конкретного аукциона (основных в Японии - четыре).

Подпишитесь на «За рулем» в