О кольцевых маршрутах, бензине и чиновниках
Решив повторить через 80 лет пробег тех, кто начинал журнал, я и не думал, что придется, в итоге, выходить на прямые аналогии между прошлым и настоящим. Но – пришлось. Мы тоже едем на иномарке и – увы! – сами себе напоминаем эдаких инопланетян, с интересом наблюдающих жизнь аборигенов, которые тоже просят сообщить «туда, наверх» какие-то важные для них сведения. Они верят – их услышат и что-то изменят, подправят, улучшат.
Тот кузнец из прошлого, лихо починивший машину предсовнаркома товарища Рыкова, просил передать «наверх», что, дескать, русский человек может все: хоть блоху подковать! И в этом – два самых живучих стереотипа нашего мышления. Неистребимая вера в вождей и не менее сильная вера в собственную способность решить любую задачу. Даже без технологий, знаний, опыта.
В общем-то, вера многое значит. И не хочется думать, что подкованная Левшой блоха утратила возможность танцевать… Хуже другое: спустя 80 лет мы опять несемся по кольцевому маршруту, не пытаясь вырулить на магистраль. Лицензию на «Сайбер» купили еще два года назад – а где новые ГАЗы? Недавнее тольяттинское руководство, как и следовало ожидать, благополучно сменило должности – а где новые ВАЗы? Еще говорят, что там хотят прикупить «Иж-Авто» – а что скажет альянс «Рено-Ниссан»? Мы же с ним, считай, партнеры – вон, новую модель запускаем в следующем году! Или уже нет?
Вновь, как и в давние времена, мы фактически катим по степи пробитое колесо. И верим в то, что с небес спустится то ли кузнец, то ли вождь, который рассадит по местам нужных людей, включит рубильник и взмахнет дирижерской палочкой. Вот тогда-то мы и развернемся в полную силу, уйдем с кольцевого маршрута и выпустим, наконец-то, наружу свой невостребованный и нерастраченный потенциал.
А он у нас действительно есть. Во всяком случае, я в это верю.