Давид против голиафов
Только ленивый сегодня не ищет пути сокращения потребления топлива - при том, что быструю езду любят не только русские. Выход из этого противоречия пока лежит в так называемом «даунсайзинге» - уменьшении литража двигателей одновременно с повышением мощности, снимаемой с рабочего объема. Но до какого предела можно дойти по этой дороге? Возможно, разработка фирмы «Мале» и есть сегодняшний ответ на этот вопрос.
Итак, дано: 3 цилиндра, объем 1,2 л, выхлоп не грязнее, чем допускают нормы Евро V. В общем, малютка, если примерить на автомобиль массой около полутора тонн - такие обычно оснащают двигателями вдвое большего объема. Заглянем, однако, в отчет, представленный вместе с рабочим образцом мотора на последнем автосалоне во Франкфурте. Там в графе «получено» - полновесные 196 л.с. в паре с крутящим моментом в 286 Н.м! Мало не покажется - в отличие от расхода топлива: около 235 г/кВт.ч, или почти на 30% меньше, чем скушал бы аналогичный по параметрам 4-литровый «Голиаф».
Что наверняка увеличилось, так это стоимость двигателя. Ведь мотор с удельной мощностью 163 л.с./л требует очень тщательного выбора не самых дешевых материалов и технологии их обработки. Так, в «Давиде» применены поршневые пальцы, покрытые DLC (алмазоподобным углеродом), обработанные никасилом цилиндры и кольца с PVD-покрытием. Да что там цилиндро-поршневая группа - простейшая, казалось бы, прокладка головки блока превратилась в многослойный стальной пирог!
Двигатель оснащен с непосредственным впрыском, но без режима обеднения смеси, что не только повышает мощность, но и помогает снизить выбросы окислов азота. А залог достойной мощности - двойной турбонаддув с максимальным давлением 2,8 бар. Разумеется, приняты меры, чтобы моторчик не трясся. Балансировку обеспечивают два небольших противовеса, приводимые во вращение от коленчатого вала через пластиковые (меньше шум и масса) шестеренки.