Тяжело в учебке
Билет номер семь. Отрегулировать тросоукладчик лебедки. Заменить тормозную жидкость в гидроприводе тормозов. Побороть черный дымный выхлоп на всех режимах работы двигателя и выполнить норматив N 9 (что в переводе с военного означает подготовку машины к движению в ходе марша). Легко, скажет бывалый автомобилист? Нет! Машина-то МАЗ-537 - здоровый армейский тягач. Его два дня кругом обходить только! На всякий случай, интересуюсь у сидящего рядом Алексея Микянца, справимся ли мы с заданием? Курсант Ле-ха, скромно улыбаясь, успокаивает: «Справимся».
В/ч 20115 - учебка. Да не простая, а наша, автомобильная. Появившись на свет в грозном 1942 году, за 65 лет она превратилась в 37-ю учебную автобригаду при Главном автобронетанковом управлении МО РФ. В каждой восковой части на всей территории страны встретишь ее выпускника. К военным автомобилистам мы наведались, говоря языком советского плаката, в самую горячую пору - шли экзамены.
По сути, учеба подошла к концу: сейчас мы с Лехой быстренько ответим на все четыре вопроса и поедем на автодром сдавать практику. Он на своем МАЗе, я на гусеницах. Мне все более-менее понятно, а вот фотографу плохо - он на флоте служил, ему гусеничная машина ГМ-569 в диковинку. А тем более непривычно управлять таким аппаратом. Впрочем, где наша не пропадала!
Полигон части - огромное поле с различными препятствиями, рвами и канавами. Нас выпустят на маршрут последними - техника безопасности, мало ли чего! Это раньше были перебои с горючим. Сегодня его, как и всего остального для учебного процесса, не жалеют. Стоя на пронизывающем ветру, под негромкий комментарий майора Борисова смотрим, как курсанты сдают экзамены. Впрочем, это вчера он был неприступным майором, а сегодня Дмитрий нам - первый друг! Мы почти одногодки, масса тем для сплочения, плюс армейские байки, коих майор знает намного больше меня - вот и пролетел вечер под армейские 100 грамм:
- Главное, слушай команды инструктора и ничего не бойся, это военная машина, здесь нечему ломаться.
- Да я и не боюсь, но все-таки…
- Спокойно. Твой люк не будут закрывать, все увидишь. Тут, как в «Жигулях», только лучше.
- ???
- Там поймешь, о чем я. Мама дорогая, вот это кайф!
Злобно рыкнув, гусеничный монстр плавно набирает скорость. Это что, я им управляю?! Обалдеть! Через три минуты кажется, что ты водил эту машину всегда, до того она легка в управлении.
- Давай направо, - командует инструктор.
- Тактам же… -Направо!
- Есть!
Машина, для которой нет препятствий, - вот главное впечатление от управления ГМ-569. Тот ров словно и не заметила. Раз - и мы уже штурмуем пологий холм, чтобы потом проехаться по мосту. А вы бы видели глаза моего фотокорреспондента, когда он вернулся с маршрута! Ну, флотским-то все сухопутное в новинку. Конечно, за компьютерным тренажером (!) или в классе самоподготовки сердце билось ровнее, но основательность, с которой здесь подходят к учебному процессу, произвела впечатление: макеты и стенды, техническая библиотека. Картину дополнил обстоятельный разговор с командиром части полковником Цыбульниковым.
Кстати, для полноты ощущений я и полы мыл, и пытался «вспомнить» упражнения на брусьях и турнике, и горланил культовую песню «У солдата выходной». Все три дня, что мы с фотографом провели в части, обоих не покидало чувство, будто мы переместились на машине времени назад, в свою армейскую юность. И уж совсем поборола нас ностальгия в чайной учебки: лимонад и коржики. Те, кто служил, меня поймут. Ну разве что лимонад нынче в пластиковых бутылках, а не в стеклянных. Расставаясь, майор Борисов подарил нам по нагрудному знаку «Классный специалист»: «А как же, теорию и практику прошли, экзамен сдали - значит, специалисты». Пожали руки на КПП части и разъехались.
РS. За 65 лет 37-я учебная бригада выпустила свыше 220 тысяч высококвалифицированных специалистов - и двоих просто специалистов, коими стали мы, рядовой запаса Максим Приходько и матрос Александр Кульнев. С праздником, мужики!