Ни пуха, ни пера
Начать новую рубрику мы решили с устройств, расположенных ближе к телу и предоставляющих каждому седоку индивидуальную защиту, - ремней, подушек и подголовников.
ПОД ЗАМКОМ
Задача ремня проста и понятна - удержать человека в кресле во время ДТП. Резон очевиден - конструктивные меры безопасности хороши, если защищаемый объект расположен в расчетной точке, случайные перемещения сведут все усилия разработчиков к нулю. И не дай бог, выпасть из автомобиля - спасительная соломка постелена далеко не везде.
Нехитрое устройство способно надежно прикрыть экипаж при лобовых столкновениях и опрокидываниях. Но профессионалы пристегиваются умело, чего не скажешь о большинстве частников. Последних, однако, нетрудно понять - в «идеальном» ремне ни вдохнуть, ни выдохнуть. Вот и пришлось снабдить систему дополнительным элементом - инерционной катушкой. Технически ее вклад в безопасность весьма невелик, но, оценив появившуюся степень свободы, водители и пассажиры стали пристегиваться куда чаще. Кроме того, встроенная в катушку пружина позволила без утомительной подгонки по фигуре получить требуемый преднатяг. В таком виде ремни безопасности могли бы прожить еще долго и счастливо, если бы в дополнение к ним не изобрели подушки.
МЯГКОЕ МЕСТО
Устройство представляет собой нейлоновый мешок, спрятанный под обивкой салона. В момент столкновения датчики определяют силу и направление удара, после чего управляющий модуль активирует соответствующий пиропатрон. Происходит химическая реакция, в результате которой подушка наполняется газообразным азотом. Цель та же - зафиксировать человека в заданной точке. Выполнив поставленную задачу, подушка немедленно сдувается, открывая возможность для эвакуации. В серийных машинах нынче популярны фронтальные эйрбеги, боковые (защищающие грудную клетку), оконные (так называемые занавески, прикрывающие голову) и коленные. Однако у медали, как водится, две стороны. Проблема в том, что подушка надувается хоть и не мгновенно, но очень быстро - ее фронт движется со скоростью более 300 км/ч. И если встреча с защищаемой частью тела произойдет прежде окончания процесса, человек получит нокаутирующий удар с тяжкими последствиями. Так что подушка без ремня, скорее, не средство спасения, а орудие убийства.
Обычный трехточечный ремень оказался не очень эффективным - излишняя слабина не гарантировала требуемой задержки. Тогда устройство вновь усовершенствовали, снабдив его аварийным преднатяжителем и ограничителем усилия -дабы объятия не стали удушающими. В таком виде парочка и прижилась на современных авто. Но круговую оборону она, увы, обеспечить не может - при наезде сзади шею седока защищает иная система.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОЗВОНОК
Шея - слабое место у всякого млекопитающего. Автомобилисты - не исключение: при ударе сзади голова совершает колебательные движения, провоцируя хлыстообразный перелом шейных позвонков. Надежной защитой служит высокая профилированная спинка - вспомним тот же автоспорт. Однако подогнать ее под конкретного индивидуума весьма сложно из-за отсутствия движущихся частей. В массовом производстве предпочли более универсальную двухкомпонентную схему - спинка плюс регулируемый подголовник. Действует надежно, да вот беда - тратить время на правильную установку (кстати, описанную во всех инструкциях по эксплуатации авто) большинство почему-то не желает. На помощь лентяям призвали механику - активный подголовник под давлением тела на спинку кресла подводится к затылку автоматически, уменьшая таким образом силу удара головы и нагрузку на шейный отдел позвоночника.
Правда, широкие массы новинку восприняли без энтузиазма - навязчивый сервис пока что обходится слишком дорого. Да и эффективность устройства не вполне доказана, а до поры большинство фирм предпочитает обычные подголовники.
Таким образом, безопасный минимум на сегодняшний день выглядит так: 2-4 подушки безопасности, трехточечные ремни для каждого пассажира (передние - с преднатяжителем и ограничителем усилия) и полный комплект простых подголовников. А что предлагают российскому покупателю изготовители современных иномарок? Покупая недорогую модель именитого производителя, вправе ли мы рассчитывать на должный уровень безопасности?
ЦЕНА ГОЛОВЫ
«Форд-Фокус» в бюджетном исполнении (335 тыс. руб. на середину ноября) порадует покупателя одной-единственной подушкой безопасности (разумеется, для водителя), четырьмя подголовниками и пятью ремнями безопасности. Оба передних снабдили преднатяжителями, хотя для пассажира в отсутствие подушки он не столь эффективен. В случае чего хуже других придется сидящему сзади по центру - в его распоряжении лишь неполноценный «поясной» ремень. Беззащитна и шея: средний подголовник - только в самой богатой комплектации. Вот уж воистину - третий лишний! Прочим повезло больше - в машинах побогаче они могут рассчитывать на дополнительную защиту: отключаемая подушка переднего пассажира обойдется в 7500 руб., пара боковых - еще столько же. Четыре подушки, три подголовника и центральный трехточечный ремень заднего дивана входят в базу элитной версии Ghia (469 тыс. руб.). Однако самый полный комплект (6 подушек) предлагают только покупателям европейской комплектации SE (556 тыс. руб.).
С «Рено-Логан» ситуация хуже - самая демократичная версия Authentique (263,5 тыс. руб.) располагает одной подушкой, пятью ремнями (все -без преднатяжителей!) и всего парой подголовников. Причем доукомплектовать ее ни за какие деньги (!) нельзя - иных позиций в прайс-листе не предусмотрено. Пакет безопасности - например, подушка для пассажира и два дополнительных подголовника, доступен только для более дорогих комплектаций. Такой вот «ненавязчивый» маркетинг.
Новейшая европейская модель «Пежо-107» может предложить пару подушек и четыре ремня (пятого нет, поскольку сзади конструкторы предусмотрели всего два места). Пополнить список в минимальной комплектации (309 тыс. руб.), увы, опять нельзя. Зато, доплатив 23 тыс. руб. за следующий уровень, вы станете счастливым обладателем еще двух подголовников. Теперь можно прикупить и пару боковых подушек (10 тыс. рублей за обе).
ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ
Если рассматривать только недорогие версии, на первое место в нашем рейтинге стоит поставить «Форд-Фокус», хотя два пассажирских места до современного уровня никак не дотягивают. Без подушки и подголовника шансы уцелеть не слишком велики. Правда, ситуацию можно частично поправить за деньги - и на том спасибо.
У «Пежо-107» расклад иной - надежно защищены лишь сидящие спереди. Задним приходится уповать на статистику - попутные столкновения случаются реже лобовых.
Небогатый покупатель «Рено-Логан» обречен на вечное одиночество - обеспечить должную безопасность гостей его автомобиль не в состоянии. Любишь ездить в компании - копи на следующую комплектацию.
Понятно, что безопасность стоит дорого, но сэкономить лучше на чем-нибудь другом -материалах салона, размере колес, количестве передач или мощности двигателя. Впрочем, официальных документов (Правил ЕЭК ООН или ГОСТ), регламентирующих обязательную установку подушек безопасности, в Европе нет и по сей день. Так что судить пока некого и не за что. Желающие могут только проголосовать -рублем, долларом или евро.