Результат на лице
Разговоров о безопасности китайских автомобилей много. Большинство независимых крэш-тестов, проведенных у нас и за рубежом, подтверждают: водителю и пассажирам, попавшим в серьезное происшествие, легким испугом не отделаться. А потому инициативу компании «Ирито», официального дистрибьютора нескольких китайских марок, - разбить BYD-F3 перед десятками фотокамер, иначе как смелой не назову. Итак, автомобиль на исходной, обратный отсчет запущен.
В Китае уже проводили заводские крэш-тесты, на которых F3 показал вполне достойные результаты. А что скажут эксперты лаборатории безопасности Дмитровского автополигона? Получить здесь показательные звезды китайцу не удастся - их присуждают по сумме очков за два удара - в лоб и бок.
Удар! Смяв податливое препятствие, машина отскакивает и замирает. Куски бампера разлетаются, а из-под капота поднимается дым: при столкновении клеммы аккумулятора замкнули на кузов. Так и до пожара недалеко! Однако помимо этого, серьезных претензий к «китайцу» на первый взгляд нет. Ремни удержали водителя и пассажира, обе фронтальные подушки раскрылись, оградив седоков от контакта с рулем и панелью приборов. Деформация передних стоек незначительна, на левом пороге небольшая вмятина, но водительская дверь открывается без дополнительных усилий - значит, силовая структура практически не пострадала.
А что с людьми? Манекены утверждают, что живы, но совсем сухими из воды выйти не удалось. Например, защита головы у водителя и пассажира недостаточная - об этом говорит показатель HIC (определяет вероятности травмы головы). К счастью, до предельного показателя далеко, да и суммарное ускорение в течение 3 мс составило 69 и 63,7 g соответственно, при критических 88 g. Специалисты лаборатории предположили: причина в материале ремня, вытягивающемся при ударе, либо в плохой его фиксации в инерционной катушке. Кстати, поэтому же F3 получил и довольно низкую оценку за защиту грудной клетки. Зато рулевая колонка практически не двинулась: перемещение в продольном направлении составило всего 21 мм, а по вертикали - 9 мм.
Конечности водителя пострадали от сместившегося на 76 мм вверх и 125 мм назад педального узла. Кстати, из-за этого балл за безопасность левых голеней и ступней снизили с 2,6 до 2,4. Но судя по показателям, до переломов дело не дойдет. Пассажир на правом сиденье и вовсе отделался небольшим синяком, несильно стукнувшись коленями о приборную панель. Причем правое безболезненно спружинило о мягкую крышку вещевого ящика. Левому, правда, повезло чуть меньше - при ударе угодило в жесткий край центральной консоли.
В рейтингах EuroNCAP модель F3 по результатам фронтального удара (10 баллов) стоит выше некоторых автомобилей, продающихся на нашем рынке. Но утверждать, что BYD безопаснее конкурентов, было бы не совсем корректно. Ведь при боковом ударе, необходимом для получения звезд, «китаец» может растерять преимущество. Как бы то ни было, российский крэш-тест свидетельствует: продукция из Поднебесной (по крайней мере, ее часть) становится все ближе к представлению о современном автомобиле. Не только качеством материалов и сборки, ходовыми свойствами и эргономикой, но и безопасностью. Конечно, BYD-F3 далеко не эталон, но, по крайней мере, неплохой пример для земляков и некоторых недорогих моделей других стран.
КАК ПРАВЯТ БАЛЛ
В числе основных испытаний по методике EuroNCAP - фронтальный и боковой удары (ЗР, 2005, №6). По результатам двух крэш-тестов модели получают баллы, которые для наглядности пересчитывают в звезды. Методика начисления основана на оценке повреждений каждой из частей тела манекена, например, при фронтальном ударе -головы и шеи, грудной клетки, бедер и коленей, голеней и ступней. Состояние каждой из этих четырех зон оценивают баллами: 4 - хорошо, 0 - плохо. Для наглядности пострадавшие части тела на схеме манекена выделяют разными цветами. Баллы за фронтальный и боковой удары складывают, кроме того, можно заработать дополнительные очки, например, за так называемый столбовой удар. По итоговой сумме присуждают звезды: свыше 33 очков - 5 звезд; 25-32 - 4; 17-24 - 3 и т.д.