Ближайшая к Cолнцу
Обычному россиянину Эквадор известен, пожалуй, только тем, что обеспечивает значительную часть нашей страны цветами и бананами. Ни того ни другого я там особо не увидел - удивление вызвало совсем не это. В небольшой, но очень гостеприимной и красивой стране фантазия местного населения вкупе с различными традициями отражается на машинах: эквадорцы целиком или по частям используют их для самых разных потребностей.
Машины тут - самые разнообразные, часто необычные. Как и сама страна, которую иногда называют Южной Америкой в миниатюре: здесь есть и громадные Анды с самой близкой к Солнцу точкой (вершина вулкана Котопакси), и джунгли, и длинное побережье Тихого океана, и уютные города - со старинной испанской архитектурой и следами древней цивилизации инков.
В этих самых городах только успевай крутить головой по сторонам, чтобы не пропустить очередное удивительное зрелище на колесах. Нам повезло: мы прибыли в столицу Эквадора Кито накануне Нового года. Основные праздники, рождественские, уже прошли, да с размахом: страна-то католическая, верующих в ней немало. Но и в ночь с 31 декабря на 1 января тут тоже весело, причем на первый план выходят более древние, индейские традиции. Например, сжигание в новогоднюю ночь больших (в человеческий рост, а то и крупнее) тряпичных кукол, набитых пухом и перьями. Впрочем, свои последние часы эти куклы проводят очень даже весело - разъезжают в открытых кузовах или багажниках машин. Кто-то крепит пару-тройку на крышу, кто-то - на стекла. В общем, если ты едешь без куклы, то даже как-то неудобно. А наутро по всему городу лежат небольшие кучки золы.
Дороги в городах ближе к Новому году используются как средство заработка. Но вовсе не инспекторами местного ГИБДД, а простыми гражданами! Хотя, может быть, и не совсем простыми... Короче говоря, едешь в такси, машина останавливается на светофоре, а на капот садится миловидная девушка в короткой юбочке. Стрижка короткая, на щеках уж слишком много румян - стоп, да это же переодетый парень! И таких бегает между рядами еще несколько, показывая все свои актерские способности. Ну как не подкинуть им немного деньжат?
Как и всех южноамериканцев, эквадорцев хлебом не корми - дай только переодеться да поплясать. Все вместе называется карнавал. Он может быть большим или маленьким, в любое время суток, по любому поводу и без повода и, конечно, на любом виде транспорта. Популярны небольшие грузовички с открытым кузовом, куда и забираются участники карнавала в своих несусветных нарядах. Интересно, как бы это смотрелось в наших широтах на борту, например, КамАЗа?
Иногда в потоке машин вдруг видишь что-то знакомое и невольно вздрагиваешь. Приглядываешься - да это же наша вазовская шестерка! Или «Нива». Или «девятка». Сначала мы немало удивлялись, а потом привыкли. Наших машин там действительно немало - я бы сказал, процентов 20! Особенно много «нив» и ВАЗ-2104. Интересно, что на общем фоне это довольно приличные экземпляры, а местные жители гордо считают себя владельцами дорогих российских иномарок. Помню, около нас остановилась новенькая «Калина», а из нее вышел хозяин - такой напыщенный и довольный, как будто он приехал, по крайней мере, на «Хаммере». Мы поинтересовались, как машинка и во сколько обошлась. Смысл длинной и восторженной тирады сводился к тому, что этот эквадорец является обладателем топовой версии «Калины» за 13 000 долларов.
Надо сказать, для Эквадора это немалая сумма. Хотя, конечно, есть машины и подороже: я имею в виду раритеты 50-70-х годов в отличном состоянии. От некоторых просто взгляд не оторвать. Наиболее популярны у местных жителей старые, огромные, начищенные до блеска «Мустанги».
Наверное, каждый читатель бывал в Крыму или на российском Черноморском побережье, и знает, каково ездить по серпантину. Так вот, в Эквадоре это еще страшнее. Особенно когда едешь на крыше автобуса! Да-да, у многих туристических автобусов сиденья установлены на крышах. Обзор, конечно, отличный, но все мысли только об одном: как бы очередное покачивание этой ветхой повозки не увлекло ее в пропасть, глубиной метров, эдак, 150!
Кроме того, никогда ранее не видел, чтобы автобусы переправляли на другой берег озера на плоту! Не удивлюсь, если этот плот помнит еще древних индейцев Кечуа, населявших эти места.
Кстати, эквадорцы - довольно чистоплотный народ. Например, когда они везут всяческую живность на продажу на один из многочисленных рынков, то в салон автобуса ее не берут. Лам и альпаков (это помесь козла и верблюда!) запихивают в багажное отделение, а кур (живых) целыми связками везут прямо на крыше. Так они и свисают гроздьями, слабо квохча…
Вернусь к серпантину: далеко не везде он может похвастаться наличием асфальта. Нет его и на пути купомянутому вулкану Котопакси. Сама гора не является высочайшей в мире, но поскольку находится почти у экватора, то в силу некоторой «приплюснутости» планеты знаменита именно максимальной близостью к Солнцу. Чтобы попасть на альпинистский приют Котопакси (на высоте 4800 м), мы заказали микроавтобус с водителем и гидом. Водителем оказалась симпатичная барышня, что, конечно же, нас насторожило... И не зря!
До первых признаков серпантина она доехала довольно бойко, но затем начался какой-то кошмар. Она просто не умела трогаться в горку. Трудно описать чувства, когда машина с диким ревом (дама от страха давила газ в пол) катится назад, набирая скорость! Каким-то чудом не улетели в пропасть, а лишь заехали передним колесом в кювет. Задний привод оказался очень кстати, и, выбравшись на дорогу, мы принялись всем экипажем учить горе-водительницу азам техники езды в условиях горной местности. Справедливости ради надо сказать, что дело у нее пошло неплохо, и мы благополучно добрались до места назначения.
Напоследок стоит сказать, что эквадорцы - народ небогатый, поэтому находит в хозяйстве применение всему. Например, на рынке можно встретить горы корзин для фруктов или овощей, сделанных из старых покрышек. Обязательно купил бы парочку, кабы не тащить в Москву за 11 тысяч километров…