От магнита до сертификата
НАНОТЕХНОЛОГИИ И ВПК
Древние анекдоты подчас легко осовременить: сменил одну фамилию на другую - народ снова хихикает. По тем же законам живет и лохотрон - поделки, известные еще полвека назад, несложно обозвать разработками ВПК, к месту помянув нанотехнологии и сертификаты соответствия. Главное, чтобы потенциальный покупатель перестал думать, а начал верить и надеяться, получив классный стимул: десятикратный ресурс, снижение расхода топлива на 20-40%, керосин вместо бензина и т.д.
Честный обыватель возразит: мол, на защите прав потребителя стоят известные общественные организации и законы, где прописаны вполне реальные штрафы и даже сроки за обман! Да, это так - особенно на Западе, где схлопотать тюремный срок и похоронить раз навсегда свой «бизнес» ничего не стоит. А что происходит у нас?
СЕРТИФИКЦИЯ
Прием номер один - ссылка на сертификацию товара. А что, собственно, сие значит?
Сертификация - подтверждение некоторых свойств товара независимым органом, который стоит между производителем и покупателем. В советские времена нормировалось практически все. Но вот пришла свобода - ненужные бумажки в большинстве своем отменили, заменив добровольной сертификацией. Обязаловка осталась только для определенных немногочисленных групп товаров - топлив, масел, лекарств, ядов и т.п. Все остальное сертифицируется добровольно, по желанию клиента.
Чем это обернулось на практике? Да тем, что, в отличие от обязательной сертификации с ее строгой, заранее прописанной процедурой, добровольная проводится ПО СОГЛАСОВАННЫМ с клиентом правилам. Иными словами, «я скажу, что и как надо проверять - а вы так и проверяйте»! И если производитель пишет, что изготовленное им НЕЧТО должно быть круглым и желтым, а оно на поверку именно такое - значит, ему следует выдать сертификат соответствия.
С обязательной сертификацией тоже не все просто. Типичный пример - устройство АСК. Потребителю обещано все: прирост мощности, снижение расхода, сумасшедший ресурс - тройной! «Зарулевская» экспертиза, правда, ничего такого не обнаружила, но остался неприятный осадок в виде ссылки на сертификат чуть ли не из НАМИ. Выше - только горы: как же так? Выяснилось, что НАМИ сертификатов вообще не выдает: этим занимается организация «НАМИ-Фонд». Связались и с ней -ответ на запрос приводим ниже.
«Сертификат соответствия на устройство АСК подтверждает, что, будучи установленным в системе питания автомобиля, АСК не оказывает отрицательного влияния на содержание в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов на минимальных и повышенных частотах вращения коленчатого вала двигателя». Зам. руководителя ОСАИ «НАМИ-Фонд» И.И. Малашков
Это честный ответ грамотного инженера - без ссылок на экономию, керосин и тройной ресурс. Сертификация подобной продукции фактически просто подтверждает ее безопасность для жизни, здоровья и т.п. А уж как на этой основе составят текст рекламы - дело совести продавца, а не института. Но в голове у запутанного потребителя в итоге, как правило, застревает только одно: сертификат выдан -значит, все обещанное - правда!
Еще один прием, частенько используемый в рекламе, - обтекаемые формулировки. Испытывали мы как-то хитрые свечи с дырявыми электродами. Не получили ровным счетом ничего, но обиженные изобретатели тут же показали результаты замеров, полученные в весьма авторитетном учреждении. Так вот - в одной точке многочисленных графиков удельный расход на «дырявой» свече оказался процентов на 15 ниже, чем на базовом образце! Правда, на всех других режимах все «болталось» относительно штатной кривой вверх-вниз, но тем не менее родилась ключевая фраза: «эксперимент показал снижение расхода топлива ДО 15%». Чуете волшебность предлога ДО? Ведь ноль - он тоже «до 15»!
ПОДИ ПРОВЕРЬ!
Следующий прием построен на том, что большинство заявляемых в рекламе классных эффектов простому пользователю не проверить. Как, не имея мощностного стенда, оценить увеличение мощности мотора? Или снижение расхода топлива? Правда, некоторые деятели приводят «инструкцию» по замеру экономичности - мол, залейте полный бак, прокатитесь и удивитесь! А ведь даже в таксопарках на стендах наглядной агитации до сих пор перечисляются все факторы, ведущие к перерасходу топлива! Здесь и давление в шинах, и стиль езды, и климатические условия, и состояние подвески - да еще очень много чего. Смысл простой: фактор случайности в таком замере является преобладающим. А потому положительный результат зачтем, а отрицательный - выкинем как недостоверный.
Особенно интересны утверждения о резком, многократном увеличении ресурса в результате использования присадки Х или устройства Y. Как, спрашивается, подтвердить или опровергнуть заявление об увеличении ресурса в десять раз? Для этого самый рядовой «жигуль» надо заставить проехать миллиона полтора километров. Кузов сгниет, подвеска развалится…
Но откуда такие цифры? Как правило -с модельных испытаний одной из присадок. Берут две детальки и катают их на специальной установке, называемой машиной трения: сначала в исходном состоянии, потом обработанные присадкой. Определяют износ, декларируют этот самый десятикратный эффект - все честно! Вот только какое отношение этот эксперимент имеет к реальным условиям работы и износа мотора? Да никакого… Но как звучит!
КАША ИЗ ТОПОРА И ДЫРОЧНЫЙ ПОТОК
Следующий прием - инструкция по применению. В ней самое место вспомнить русскую сказочку про хитрого солдата и жадную хозяйку. Мол, сварю тебе кашу из топора, только добавь туда крупы, маслица, соли - ну и так далее. Так и с мотором - установи на него мое изделие, но сначала - отрегулируй зажигание, смени свечи, провода, масло и фильтры. В общем, организуй нормальное ТО! После этого любой мотор почувствует себя лучше. Но эффект, естественно, следует записать в актив чудо-прибамбаса.
Кроме того, в некоторых инструкциях предупреждают, что эффекта следует ждать долго - скажем, десять тысяч километров. Кто вспомнит, а как оно было в начале сезона, до установки «чуда»? Особенно это любят разработчики всяких магнитных систем обработки топлива - да и присадочники от них не отстают.
Был у нас один неглупый коллега-электронщик… Когда начальники в НИИ сильно его допекали, он делал умное лицо и ехидно спрашивал, к примеру: «А чем я, по-вашему, должен компенсировать инвариантность неосновного дырочного потока на этих подуровнях?» Начальники тут же отставали - больно умный, сволочь… А «умный» давился со смеху, благо сам про эту инвариантность ничего не знал.
Рецепт действует безотказно. В описаниях никчемных устройств упоминаются «новая теория относительности», ранее неизвестные поля и элементарные частицы - красиво, непонятно, умно. И это позволяет сварить очередную кастрюлю рекламной лапши. А мы - киваем головой и покупаем, стесняясь признаться в серости и необразованности…
Впрочем, довольно часто мы остаемся всем довольны! Ведь никто не отменял чисто психологический фактор -эдакий эффект плацебо. Суть его в том, что когда тебе настойчиво обещают много радости, а ты за это еще и денег заплатил, то волей-неволей начинаешь эту радость искать. И частенько находишь - мол, машина шустрее стала! Обидно признаться самому себе, а другим и подавно, что кому-то так легко удалось тебя надуть.
ИТОГО
Двигатель внутреннего сгорания живет около полутора веков. Над его усовершенствованием работают десятки тысяч специалистов, тратятся при этом миллиарды долларов. Да если бы кому-то удалось простым мановением руки действительно решить все те проблемы, которые стоят перед мировым двигателестроением, его имя было бы где-то рядом с Ньютоном или Лобачевским.
И еще - между нами… Если хоть одно из испытанных нами чудо-устройств давало бы на практике хоть пару процентов экономии чего-нибудь, то почему же редакции не купить такое хотя бы для собственных нужд? Но, судя по реакции обиженных производителей подобных изделий, именно этого-то она и не делает! Догадываетесь, почему?