Медвежьи маневры

Медвежьи маневры

МОДНАЯ ФАМИЛИЯ

Долгие годы коллеги не доверяли мне проводить тесты автомобилей. Я мирился с этим до поры, а потом не выдержал и придумал такой тест, какого настоящие испытатели позволить себе не могут. Понятно, почему - люди они серьезные, технически подкованные… Я, видимо, на их фоне смотрюсь несолидно. Зато у меня прав больше! Потому что по материнской линии я - из самых настоящих Медведевых… Напомнив об этом тем, кто не в курсе, взял курс на Цветной бульвар, в Московский цирк Никулина.

Генеральские права медведя Степана.

Партнером-испытателем был назначен Степан. Опытный водитель с пятилетним стажем, за руль «Нивы» он сел еще в младенческом возрасте - двух лет от роду. В отличие от меня, получившего свои права в заурядном МРЭО, водительскую лицензию Степану вручал не кто-нибудь - милицейский генерал Лукьянов, причем в эфире Первого канала! Генерал тогда заметил, что это лишь второе удостоверение, которое он лично выдает водителю. Первое получил из его рук… Леонид Ильич Брежнев.

Ольга и Виктор Кудрявцевы на подножке у подопечных

ОБЪЕКТ ТЕСТА

Пока народный артист России Виктор Кудрявцев знакомил меня с тестируемым агрегатом, Степан угрюмо сидел на цепи. Невысокого (по человеческим меркам) роста зверь был явно недоволен, что на водительское сиденье его персонального кабриолета забирается какой-то странный персонаж без шерсти и клыков.

Тренировка - на карте.

- Степан впервые сел за руль в полугодовалом возрасте, когда Ольга, моя супруга и партнер по арене, раскопала на даче древнюю игрушку - педальный «Москвич», - рассказывает Виктор Кудрявцев. - И когда знакомые из Тольятти увидели, как Степашка гордо возит сестренку Дашу в детской машине, в них взыграл заводской патриотизм. Слух о том, что цирку для уникального аттракциона требуется машина, дошел до гендиректора ВАЗа Владимира Каданникова. И он распорядился создать автомобиль специально для Степана…

Выбор остановили на «Ниве». А самой подходящей ее разновидностью оказался прогулочный автомобиль «Ландоле» на базе «Нивы».

Дрессировщики нужны для аплодисментов.

Двигатель решено было установить от «Оки» ВАЗ-1111. Изменениям подверглась трансмиссия: на каждой передаче скорость значительно сократилась, а тяга на малых оборотах двигателя, соответственно, возросла. Благодаря этому отпала необходимость лишний раз «газовать» на арене. Также выяснилось, что маневренности маловато. Доработав рулевое управление, диаметр разворота сократили примерно на два метра.

Дизайнеры тем временем занимались интерьером и экстерьером. Автомобиль не случайно получил окраску «пурпурный с искрой»: на арене в лучах прожекторов покрытие буквально светится изнутри.

Команда испытателей в сборе (слева направо): водитель-испытатель Степа, дрессировщик Ольга Кудрявцева, стажер Андрей Морозов (по матери - Медведев), дрессировщик Виктор Кудрявцев, помощник водителя-испытателя Даша, ассистент Василий Степанов.

«В целом это самый обычный автомобиль, хотя и не без изюминки», - говорит главный конструктор БРОНТО Сергей Самойлов, не раскрывая, впрочем, всех секретов. Секреты предстояло прочувствовать самому. Степан оказался партнером неразговорчивым и нюансы управления «Нивой» по-человечески объяснить не мог.

ФИАСКО НОВИЧКА

Единственное, что не может делать Степан, - поворачивать ключ в замке зажигания: когти мешают. Поэтому заводит машину ассистент. И первую передачу он включает - тут у Степана тоже проблемы. Но дальше «Нива» с косматым водителем и не менее «шерстяной» пассажиркой Дарьей уверенно выруливает на манеж. Степан ведет машину плавно, без рывков набирая скорость.

Совершив полдюжины кругов по арене, он заруливает (без посторонней помощи!) за кулисы. Недовольно освобождает для меня розовое кожаное сиденье.

Завожу мотор без помощи ассистента и изучаю особенности медвежьей коробки передач. Она установлена так, что первая скорость включается не «влево-вверх», а «вверх-влево». Ход рычага короткий, так что вместо первой запросто можно включить третью. Представьте, как стыдно заглохнуть и опозориться на глазах Степана и Дарьи!

Трогаюсь-то я плавно, но сразу чувствуется отсутствие гидроусилителя в «Ниве»: расстояние для выезда из-за кулис на арену достаточное, но едва передние колеса оказываются на ковре, необходимо быстро и плавно выруливать вправо. Как только машина выкатится на манеж, надо быстро-быстро закладывать левый поворот. И вроде бы скорость для подобных маневров невелика - всего километров 5 в час, но уж больно мала дистанция до ограничительного барьера…

Я чуть перекручиваю руль, и меня несет на центр манежа. Подруливаю вправо и не могу понять - хватает ли мне места для поворота? На этих неуверенных маневрах скорость падает, и я понимаю, что наезд на барьер неизбежен. Лучше остановиться, чем разворотить бампером арену Никулинского цирка! Торможу…

Какой невиданный конфуз! Но дрессировщик Кудрявцев успокаивает меня, по привычке треплет за холку и тоже дает в виде поощрения галету! Тест-драйв я заканчиваю на Дашином месте - Виктор по-хозяйски заводит «Ниву» за кулисы.

Степан сидит на цепи, а его карие глаза словно смеются. Медведя-то на машине научить ездить можно. Но не всякий журналист сможет проехать так, как медведь. Даже на 1 апреля.

Подпишитесь на «За рулем» в