Меж двух осей

Сравнительный тест-драйв полно- и моноприводных автомобилей Audi A6 и A6 Quattro, BMW 530i и 530 xi

Кажется, тема изучена вдоль и поперек, всем уже известно: на скользкой дороге передний привод надежнее заднего, а полный и вовсе панацея от многих бед. Тем не менее, едва ляжет снег, мы вновь начинаем дебаты об управляемости, спорим, действительно ли нужен полный привод, насколько надежны электронные помощники. Ведь помимо технических ухищрений есть и человеческий фактор - уровень квалификации водителя, привычка к тому или иному автомобилю.

Сергей Воскресенский: «Попробуем, как он ездит!»

КЛУБ ЧЕТЫРЕХ

«Ауди» и БМВ - обе баварские фирмы - преуспели в создании полноприводных машин, при этом на большинстве моделей придерживаются, как известно, противоположных схем: типичная «Ауди» - переднеприводная, классическая БМВ

- с приводом на задние колеса. Отрешимся от стереотипов, личных симпатий и антипатий. Не будем с ходу утверждать, что, например, БМВ спортивнее, а «Ауди» пытается быть правильным во всем. Поверьте, если инженеры сделали эти машины такими, то они хотели подчеркнуть именно эти свойства. Никто не мешал спецам из Ингольштадта сделать А6 строже, а мюнхенцам, наоборот, превратить сгусток энергии в комнату психологической разгрузки на колесах.

Итак, в ряд выстроили «Ауди-А6» и «А6 Кваттро», БМВ-530i и 530 xi. Посмотрим, насколько удобно управлять ими в той или иной ситуации.

По сравнению с «Иксом» заднепри-водная машина едет гораздо медленнее. Мгновение - и автомобиль «потерян».

ЗАДНИЙ И ПЕРЕДНИЙ?

Попытка резво стартовать на снежно-ледяной динамометрической дороге полигона заканчивается крахом и нелестными эпитетами в адрес БМВ-530. Нет, мы помаленьку набираем ход. Автомат в режиме «Спорт» бойко перебирает передачи - кажется, вот сейчас победно зазвучит голос 3-литрового зверя. Но нет! Испугавшись, динамический вместе с трэкшн-контролем - DTC вдруг изо всех сил навалились на машину, припечатав ее к земле. Это уже ненастоящий БМВ, а некое аморфное транспортное средство.

Передний привод: колеса больше, чем нужно, повернуты в сторону поворота, водитель тягой регулирует скольжение оси.

Примерно те же ощущения на трассе, проложенной для оценки управляемости. Стоит водителю порезче работать рулем или газом, БМВ почти останавливается. Здесь уже не важна ваша квалификация, высшее мастерство под таким контролем - плавная, осторожная езда без скольжений.

В «тепличных» условиях специальных дорог БМВ-530 xi позволяет удовлетворить почти любые амбиции.

С чем боролись создатели БМВ, становится очевидно, стоит на 2-3 секунды нажать тумблер с символом DТC. На панели вспыхнул желтый треугольник, и 530-й превратился в неукротимое существо, норовящее взбрыкнуть при каждом нажатии газа. Поначалу даже страшно. Если правильно почувствуешь ритм этих движений, машина становится более послушной. Естественно, чудес не бывает, она по-прежнему очень капризна в управлении. Но как здорово рисовать на снегу замысловатые узоры! Такой БМВ оставляет в душе массу впечатлений, хотя практичное использование всех возможностей автомобиля зимой очень сомнительно.

«Ауди-А6 Кваттро» едет красиво, но широко. Чувствуются переднеприводные гены.

В переднеприводном «Ауди-А6» почти все по-другому. В просторном, широком кресле иначе сидишь, вполсилы держишься за почти невесомую на небольших скоростях баранку. Поначалу «Ауди» раскрепощает, напрочь выбивая из головы мысли о строгой дозировке движений рулем и газом. В управлении «Ауди» заметно проще, нежели заднеприводный БМВ, да и системы активной безопасности настроены по-другому. Даже при включенной ESP передние колеса могут буксовать довольно долго, а машина - скользить в пределах разумного. Главное, не увлекаться! Тем более что при разгоне 7-ступенчатый вариатор даже излишне активен для зимней дороги. Он все время стремится вывести двигатель на обороты максимальной мощности, ну а тот, естественно, шумно негодует на вмешательство ESP. С отключенной электроникой разгон стабильнее.

А вот и занос задней оси!

На закрытой трассе передний привод почти уравнивает водителей разной квалификации, словно подчеркивая простоту и естественность их действий. Отключение электронной страховки, конечно, влияет на итоговые цифры: больше скольжений, увеличиваются углы поворота руля, особенно у водителя средней квалификации. Единодушно признаем: езда на переднем приводе скучнее, но безопаснее и быстрее.

Полноприводные «Ауди» и БМВ едут совершенно по-разному.

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД

Как известно, «Ауди-А6 Кваттро» и БМВ с индексом «х» оснащены приводом на все колеса. Но конструкции очень разные. «Ауди» скорее классика жанра: полный привод дополнен межосевым дифференциалом повышенного трения «Торсен» с распределением крутящего момента 40:60 между передней и задней осями. БМВ в обычной жизни - задне-приводный автомобиль, у которого переднюю ось подключает при необходимости электроника, управляющая многодисковой муфтой.

Очень впечатляет, когда по отполированному до блеска льду «Ауди» разгоняется до 100 км/ч за 14-15 секунд. Все настолько упростилось, что не надо ювелирно обращаться с газом, экспериментировать с отключением электроники. Просто давишь на газ - и вихрем устремляешься вперед! Правда, не надо забывать: полноприводный «Ауди» не стал лучше тормозить. На льду со 100 км/ч - почти 150 м! Кроме того, по сравнению с переднеприводной машиной рулем на разгоне работаешь куда активнее, ведь появились курсовые колебания задней оси. Тем не менее кажется, будто дополнительная ведущая ось изменила некоторые законы физики, наделив «Ауди» потрясающей устойчивостью.

Все это так, но лишь отчасти - до тех пор, пока вы остаетесь в рамках привычных скоростей. Человек, как известно, всегда стремится к большему, поэтому если машина позволяет, взвинчивает темп, поначалу не обращая внимания, что приемы управления нужны немного иные. «Ауди» с ростом скорости постепенно расширяет коридор движения. Сначала вы замечаете, что автомобиль вдруг погрузился в раздумья на входе в поворот и по переднеприводному скользит пе-

редней осью, не обращая внимания на ваши команды. Затем, словно опомнившись, исправляет ошибку, «подработав» задними колесами, но вновь зависает в скольжении. В целом ESP неплохо справляется со своими обязанностями, вовремя одергивая быстрого седока.

Отключим электронику. В тепличных условиях закрытой трассы к размашистому, неоднозначному поведению полного привода опытный водитель быстро приспосабливается. Правда, сетует на продолжительность боковых скольжений, преобладание переднеприводных реакций на входе в быстрые виражи и задне-приводных на выходе из них. Но, в общем-то, в руках профессионала машина ведет себя стабильно. Неопытный водитель может оробеть, неожиданно поняв, что и здесь, при всех ведущих, надо ювелирно работать рулем и газом. В противном случае автомобиль пугает и прощает куда меньше ошибок, нежели более привычный привод - передний.

Эффектный разгон на прямой и почти полное отсутствие подруливаний БМВ - следствие иных настроек рулевого управления, да и концепции полного привода в целом. То, чего на зимней дороге так не хватало обычному 530-му, здесь даже в избытке. Под торжествующий рев мотора, подкрепленный немного высокомерной, но, без сомнения, грамотной работой полного привода, БМВ показывает прекрасный результат. Поведение «Ауди-А6 Кваттро» выглядит уже не столь выверенным и сбалансированным.

Коллега, назначенный на роль обычного водителя, потирает руки: ему нравится яркая, выразительная езда на полноприводном БМВ. Автомобиль предстает очень понятным и прогнозируемым, словно специально создан для езды по зимнему полигону. Конечно, и здесь DTC немного перестраховывается, без колебаний остужая горячие головы. Но, отключив электронику, сумеете быстро освоить эффектную езду, например, по окружности или в тарированном и хорошо просматриваемом повороте. Даже в боковом скольжении машина почти безукоризненно следует заданному радиусу, чутко реагируя на коррекцию рулем и газом.

Когда из «тепличных» условий попадаешь в реальные жизненные ситуации, «Икс» уже не так идеален. На каждое резкое движение рулем БМВ отвечает заносом задней оси. И если на специальной трассе это во благо, то на обычной зимней дороге такая «избыточность» осложняет контроль. Словом, и БМВ на пределах возможностей водителя становится очень непрост в управлении. Он, пожалуй, интереснее, напористее «Ауди», но тоже не всегда однозначен, а ошибок прощает даже меньше.

ПРИВОДНЫЕ ИСТИНЫ

Задний привод на скользкой дороге, особенно на таком мощном и импульсивном автомобиле, как БМВ-530, требует очень хорошо сыгранного ансамбля машины, водителя и страхующей электроники. Порой каждый стремится выделить свое «Я», а в результате - история про лебедя, рака и щуку.

Передний привод, может, скучноват для любителей эмоциональной езды, зато отлично сбалансирован, прост и понятен в управлении.

Временами «Ауди-А6 Кваттро» хочется покритиковать за не очень выразительную управляемость. Но это, в первую очередь, - большой автомобиль с хорошей разгонной динамикой, добротный и удобный. В нем есть все, на что рассчитывают большинство покупателей.

У БМВ-530 хi яркий и амбициозный характер. Вдоволь нарезвившись на специальных трассах, по достоинству оцениваешь специфичные настройки полного привода. Но есть сомнения: для бизнес-класса автомобиль слишком спортивен, а для спорта крупноват и перенасыщен электроникой.

БМВ-530 хi

В повседневной жизни автомобиль заднеприводный. «Почувствовав» проскальзывание колес, многодисковая

муфта, управляемая электроникой, подключает передние колеса, в отдельных случаях передавая на них до 100% крутящего момента.

«Ауди-А6 Кваттро»

Классический полный привод с межосевым дифференциалом повышенного трения «Торсен» и несимметричным

(40 на 60 %) распределением крутящего момента между передней и задней осями.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Несомненно, полноприводные версии привлекательны для слякоти и зимы. Однако у каждой машины свой характер, к которому придется приспосабливаться. Можно, правда, раз и навсегда записать себя в правильные водители, возложив на электронику часть ответственности. Вам гарантированы надежное перемещение в пространстве, уверенные победы в «светофорном» первенстве, особенно на скользких дорогах.

Полный привод делает зимнюю езду безопасней и надежней. Но неопытным водителям скоростью лучше не злоупотреблять. По-настоящему быстро и безопасно поедет лишь натренированный. Но главное: отличия передне- и полноприводных машин в управляемости, надежности поведения на зимней дороге несравнимо меньше, нежели между задним приводом и передним. А уж задний с полным даже сравнить сложно. И никакие системы активной безопасности не в состоянии полностью компенсировать этого. По крайней мере, пока…

Подпишитесь на «За рулем» в