На счет десять
ВЫБОР ЗА ВАМИ
«Десятое» семейство ВАЗ сегодня выглядит немного странным. Седан уже пережил рестайлинг, получил имя - «Приора», новый мотор, внешность и интерьер, а вместе с ними и иную комплектацию. Хэтчбек и универсал готовятся к модернизации, в этом году в автосалонах будут соседствовать машины двух поколений…
Универсал «Лада-111» (заводское обозначение ВАЗ-2111) и хэтчбек «Лада-112» (ВАЗ-2112) продают в комплектациях «норма» и «люкс». Покупатель «нормальной» версии довольствуется заводской «противоугонкой» (иммобилайзером), центральным замком, регулируемой по высоте рулевой колонкой, электростеклоподъемниками на передних дверях. Люксовое исполнение легко отличить по более «дорогим» обивкам сидений и дверей, обогреву передних кресел, а также по литым дискам и противотуманным фарам. Впрочем, дополнить комплектацию «норма» каким-нибудь «люксовым» аксессуаром (кроме, пожалуй, обивок) вам, наверняка, поможет дилер. Только учтите, что цены на его услуги выше, чем на заводские «добавки». Универсалы и хэтчбеки «десятого» семейства штатно оснащают гидроусилителем руля, хотя продавцы утверждают, что иногда машины приходят и без него.
На пятидверные «десятки» устанавливают два двигателя объемом 1,6 л, отличающихся числом клапанов и мощностью. Нацелившись на восьмиклапанник, помните: таких машин немного. Большинство универсалов и хэтчбеков комплектуют более мощными и дорогими 16-клапанными моторами. С завода все машины приходят с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Некоторые дилеры предлагают установить вместо нее автомат, который поднимет цену автомобиля на 35-50 тыс. рублей.
Модернизированный седан «Приора» (в прайс-листах дилеров иногда проходит под индексом ВАЗ-2170) предлагают пока только в комплектации «норма». Правда, интерьер здесь опрятнее, нежели в «десятках», да и набор дополнительного оборудования богаче. Например, водительская подушка безопасности, центральный замок, которым можно управлять с ключа зажигания, зеркала с электроприводом и обогревом, литые диски. Кроме того, за дополнительную плату предлагают ABS - с ней машины дороже примерно на 6-7 тыс. рублей. Любопытно, что в отличие от обычных «десяток» крутить руль владельцу «Приоры» помогает не гидро-, а электроусилитель. Под капотом седана ВАЗ-2170 трудится также 1,6-литровый 16-клапанный двигатель, но с облегченной шатунно-поршневой группой, иным впуском и выпуском и прибавкой мощности почти на десять сил.
В феврале волжский завод отрапортовал, что с конвейера сошли первые «приоры» с кузовом хэтчбек. Но не обнародовал точных цен и комплектаций. Дилеры прогнозируют, что у них модернизированная «двенадцатая» появится в середине весны. Какое-то время вместе с ней будут продавать и хэтчбеки в старом кузове. Тогда же стоит ждать «Приору»-седан в новых комплектациях.
Наряду с конвейерными «десятками», свои вариации предлагают и дочерние фирмы. Из более-менее массовых - трехдверный хэтчбек (естественно, в старом кузове, его иногда называют купе). Машины с 1,6-литровыми двигателями предлагают в комплектации «норма» от 283,5 тыс. рублей. Выбирая такой автомобиль, не забывайте, что хотя большинство деталей ВАЗ-21123 унифицированы с серийными моделями, но оригинальные комплектующие (например, кузовные панели) в дефиците, да и цены на них выше, чем даже на многие импортные.
Гарантия завода на все модели «десятого» семейства единая - 3 года или 50 тыс. км. С запчастями на машины в старых кузовах проблем нет, а вот с некоторыми оригинальными комплектующими для «Приоры» бывают перебои. Стоимость ремонта и обслуживания зависит не столько от типа кузова, сколько от модели двигателя. Не стоит думать, что эксплуатация «десятки» окажется дешевле, нежели аналогичной по классу иномарки. Опыт редакционных машин это не подтверждает.
РАССМОТРИМ ВАРИАНТЫ
СЕДАН
Модернизация явно пошла автомобилю на пользу. На фоне родственников - хэтчбека и универсала - седан выглядит опрятнее. Меньше зазоры между кузовными деталями, аккуратнее подогнаны элементы интерьера, добавил привлекательности новый двухцветный салон. Изменились и габаритные размеры по сравнению с «десяткой» - при той же ширине (1680 мм) и высоте (1420 мм) «Приора» немного вытянулась (4360 против 4265 мм). Но внутри стало чуть теснее из-за сидений, подросших вверх на несколько десятков миллиметров. Объем багажника слегка поджали (430 вместо 450 л), вместе с ним незначительно уменьшился и проем (с 700 до 680 мм), но погрузочная высота осталась прежней - 725 мм. Спинка заднего сиденья разрезная, а для перевозки длинномеров можно откинуть только центральный подлокотник (ЗР, 2007, № 8).
ХЭТЧБЕК
Пока не подоспела пятидверная "Приора", ее место на рынке занимает "двенадцатая". Хэтчбек короче седана, причем как старого, так и нового (4170 мм). Зато эта модель предоставляет больше возможностей для перевозки крупногабаритных грузов, ведь проем багажного отделения вырос примерно вдвое. Объем отсека со сложенными задними сиденьями, накладывающимися в соотношении 40:60, - 720 л. Правда, в пятиместном варианте отделение для поклажи меньше, чем у седана, - 350 л. Впрочем, хэтчбек ценят не только практичные люди, но и любители тюнинга (ЗР, 2006, №2).
УНИВЕРСАЛ
Самый дешевый универсал, если не считать совсем уж морально устаревший ВАЗ-2104. Кстати, при загрузке машины под крышу «одиннадцатая» окажется вместительнее «Жигулей» примерно на четверть (1250 л). При этом переднеприводный универсал готов взвалить на себя до полтонны груза. Неплохо даже по современным меркам, но на фоне иномарок видны недостатки - например, при разложенных сиденьях некуда деть подголовники и полку, да еще не хватает транспортировочной сетки, преграждающей поклаже путь в салон. Проем пятой двери размером не меньше, чем у хэтчбека, но забрасывать тяжелый скарб в универсал удобнее из-за меньшей погрузочной высоты.
СПРАШИВАЙТЕ - ОТВЕЧАЕМ
Отличается ли «Приора» по ходовым качествам или изменения коснулись только внешности?
Новой моделью «Приору» называть все-таки не совсем правильно - скорее, это глубокий рестайлинг. Силовая структура кузова осталась прежней, отдельные элементы во имя безопасности и ездовых характеристик усилили. Прибавка в жесткости на кручение дала плоды - в управлении машина стала более цельной и понятной, охотнее выполняет команды водителя. Но до идеала, конечно, далеко -крены мешают точному выполнению маневров, а рулю не мешало бы добавить информативности. Новый 98-сильный двигатель везет более охотно, причем не только на низах, но и на высоких оборотах, да и голос у него тише, чем у предшественника. Кстати, вообще шумоизоляция у «Приоры» добротнее.
Какой мотор посоветуете?
Выбирать могут только покупатели хэтчбеков и универсалов, на «приоры» устанавливают единственный двигатель. 1,6-литровые 8- и 16-клапанные моторы выросли из предшественников объемом 1,5 л. Полуторалитровый с двумя клапанами на цилиндр ценили за тяговитость на низких оборотах, а шестнадцатиклапанник - за спортивный характер. Дополнительный объем повлиял благотворно на более слабый мотор - прибавилось тяги на низах, да и динамика улучшилась. А вот 16-клапанный агрегат не только растерял силы (от прежних 66,7 кВт осталось 65,5), но и в погоне за лучшей эластичностью лишился заводной искорки (подробнее ЗР, 2004, № 12).
Можно ли ездить в «десятке» впятером на дальние расстояния?
Теоретически автомобили «десятого» семейства - пятиместные. Но троим взрослым на заднем сиденье тесно в плечах, да и головы упираются в потолок. Кстати, из-за ровной крыши посвободнее в универсале. Но не стоит забывать и о безопасности. Пассажир, сидящий посредине на заднем сиденье, хуже защищен при аварии, причем и в «десятках», и в «приорах». Ведь его удерживает не трехточечный, а поясной ремень, да и подголовника не досталось. Доработать кузов по безопасности, поставить подушки и не позаботиться об элементарных, относительно недорогих средствах защиты - как минимум, странно. Возможно, производитель исправит недочет, а пока лучше рассчитывать на трех пассажиров, четвертого же брать на борт лишь в крайнем случае.