Удовольствие на миллион
Первая же строчка в рекламном буклете звала в голубые дали: «На новом «Рено-Трафик» вы можете отправиться с семьей или компанией друзей в комфортабельное путешествие!» Принимая во внимание предстоящие новогодние каникулы и любовь к горным лыжам, вопроса «куда ехать?» не возникало. Конечно, в горы! На этот раз отправились в словацкие Высокие Татры - все остальные возвышенности ближе двух дней пути от Москвы уже освоены.
Пассажирская модификация L1H1 с короткой базой и низкой крышей по габаритам и маневренности не отличается от легкового автомобиля и отлично подходит для небольшой компании. Особенность топовой комплектации «Привилеж» (Privillege) - пара раздельных кресел впереди, что позволяет совершать рокировки пассажирам, общее число которых достигает восьми человек. Наш экипаж вдвое меньше: на двух просторных диванах не пришлось сидеть плечом к плечу. Салон шириной 1550 мм вполне это позволяет. Учитывая громадный багажник, кроме громоздкого снаряжения, набрали и множество вещей совсем не обязательных, включая гитару и плюшевую свинью Сильвидору.
...Вот и погранпереход в Бачевске, к которому ведут указатели «Киев» с трассы М3. У машины возникает украинский таможенник с плутоватой физиономией: «Ну что, будете терять время на заполнение декларации?» Понимаю, что есть возможность время сэкономить: «Сколько?» - «Пятьсот, но инициатива должна исходить от вас….» Ну, жулики! Подержав паспорта на совершенно пустой таможне минут двадцать и поняв, что денег не будет, нас с сожалением пропускают...
«Трафик» трудно спутать с другой машиной, выпуклая куполообразная крыша в передней части - деталь очень примечательная. Дизайнерский ход продиктован высокой посадкой водителя: под ним двойной пол толщиной 400 мм. Там поместился топливный бак на 90 л, аккумулятор емкостью 95 А.ч и много других нужных вещей. На обновленной версии в этот же сэндвич упрятали и дополнительный отопитель салона, который у первой модификации (ЗР, 2006, № 10) располагался над аркой заднего правого колеса. И водительская, и салонная «печки» очень мощные, в десятиградусный мороз вполне хватало половины регулировки по теплу и первой скорости вентиляторов.
…Через два десятка километров после границы дорога… обрывается на насыпи несуществующего моста недалеко от Глухова. И это на основной трассе между двумя столицами! Проклиная дорожников, скачем по промерзлым окрестным полям в поисках объезда. Энергоемкость подвески достойна уважения, да и просвет в 190 мм оказался нелишним. В результате теряем пару часов, делаем изрядный крюк и через Шостку и Новгород-Северский попадаем в Чернигов. Еще полторы сотни километров по автостраде - и мы в Киеве, где друзья уже заждались нас за праздничным столом...
Утром отправляемся дальше на Ровно-Львов-Ужгород. Наш микроавтобус весьма экономичен: при массе около 2300 кг и поперечном сечении в два раза большем, чем у легковой машины, расходует лишь 9,0 л на 100 км. С 90-литровым баком автономность хода составляет 1000 км! Жаль, что в России не продают дизельные модификации -для них,думаю, и полторы тысячи не предел. В немалой степени такая экономичность достигнута благодаря шестиступенчатой коробке передач, позволяющей двигаться по шоссе на сравнительно небольших оборотах.
Ехать удобно, высокая посадка и большая площадь остекления обеспечивают прекрасный обзор. Комфортабельное кресло с подлокотником, мягкая, хотя и склонная к раскачке подвеска, удобные органы управления, коротенький точный рычажок коробки. Лишь регулировки подкачали - единственная (по длине) у рулевой колонки и по-французски мудреные у кресла. Не дай бог проверять в деле подушки безопасности, но их в обновленном «Трафике» может быть до восьми штук. Очень хорош двухлитровый 120-сильный мотор F4R с регулируемыми фазами газораспределения. А тормоза - просто блеск, не каждый седан бизнес-класса может похвастаться такими! Для пущего удобства есть датчики дождя, света и бортовой компьютер.
С последним связан досадный эпизод. Французы - великие выдумщики по части ниспровержения эстетических и эргономических канонов. Как вам нравится топливомер со ступенчатой шкалой-столбиком? Ладно, думаю, у меня есть борткомпьютер, на нем точно высвечивается пробег на остатке топлива. В какой-то момент остается последняя полоска на топливомере, зажигается значок аварийного остатка и… гаснут показания остаточного пробега на дисплее компьютера! Но я-то помню, что у меня еще сотня километров в запасе, и спокойно качу дальше, выискивая заправку, где можно расплатиться кредитной картой. И вдруг чих-пых, двигатель глохнет - бак уже сухой… К слову, несмотря на рекомендованный бензин АИ-92-98, «Трафик» совершенно спокойно переварил несколько литров 76-го, слитого сердобольной «буханкой».
Впрочем, есть и удачные находки: например, козырек над передней панелью, благодаря которому многочисленные карты и атласы не отражаются в лобовом стекле.
На погранпереходе в Ужгороде проверили VIN: оказалось, он расположен очень толково под специальным пластиковым лючком в проеме правой двери. Еще две с половиной сотни километров, и поздно вечером мы в Попраде, неподалеку от которого в крохотном тихом городке заранее сняли апартаменты. В десяти километрах Высокие Татры, которые исследовали потом целую неделю. Здесь многие водители пользуются цепями противоскольжения - я как-то не подумал об этом заранее, но нужды в них не возникло: благодаря хорошей загрузке передних ведущих колес «Трафик» уверенно карабкался даже на крутые подъемы.
На обратной дороге младшая дочь выдала: «Папа, а мы не можем купить такую машину? В ней путешествовать гораздо удобнее, чем в нашем «Форде-Фокус». Да кто же спорит! Осталось только решить, где взять миллион - именно столько стоит наш «Трафик»…..
ГОРНЫЕ ЛЫЖИ В СЛОВАКИИ
В Словакии две зоны катания: Низкие Татры (до 2000 м, основной курорт Ясна) и Высокие Татры (до 2600 м, Штребске Плясо, Старый Смоковец, Татранска Ломница). Горы лесистые, похожи на Карпаты, лишь в Ломнице кабинный подъемник идет выше уровня лесов. Склоны средней длины, ухоженные, многие с вечерним освещением. Большинство лыжников из Польши, Венгрии, Украины и России. Небольшие очереди бывают лишь в праздничные дни. Цены невысокие, а с учетом того, что словацкая крона практически равна рублю, щелкать калькулятором в голове не приходится (1 евро = 33,5 Sk). Дневной скипасс стоит 400-700 Sk; на полдня, четыре часа или для ребенка до 12 лет - 300-500 Sk, чай/бутерброд/глинтвейн - 5-15 Sk, ужин в кафе - 150-200 Sk, жилье - от 250 Sk с человека за ночь в апартаментах и от 600 Sk в гостинице, бензин - 40 Sk за литр. Для въезда в страну нужна шенгенская виза - ее выдадут в Словацком посольстве за 50 долларов на основании оплаченной брони жилья.