Стандартная роскошь
- Юрий, ты помнишь, что автобус трогается без газа? - Седой Герман Зехендер, водитель-испытатель «Ево-Буса», ухмыльнулся в усы. Эта фраза стала своеобразным паролем после моего первого автобусного тест-драйва много лет назад. Да помню, помню я! Но даже сейчас по легковой привычке нога так и тянется подбросить оборотов двигателю. Однако после первых минут и километров все приходит в норму. Что ни говори, скорость адаптации к машине - показатель ее совершенства вообще и эргономики в частности. Это как хорошо сшитый костюм: надел - и будто в нем родился.
Впрочем, я отвлекся. Новый «Мерседес-Бенц Туризмо» сменил прежнюю модель образца 1995 года (ЗР, 2005, № 8) - первоначально ее выпускали под индексом О350 и лишь с 1999 года как «Туризмо». Автобус нового поколения представлен широкой гаммой. Наиболее компактный «Туризмо» параметрами сходен с предшественником. Середину линейки занимает «Туризмо М», на таком как раз я сейчас и еду: три оси, длина 13 м, полная масса 24 т, 53 пассажирских места плюс экскурсовод и водитель. Самая крупная модификация - трехосный «Туризмо L» длиной 14 м и массой 24 т, вмещающий 57 пассажиров.
Что-то знакомое в этих цифрах… Ну, конечно! Это же линейка топ-модели «Мерседес-Бенц Травего» (ЗР, 2007, № 12). Оказывается, так называемые черные кузова для одинаковых модификаций «Травего» и «Туризмо» практически идентичны! Поясню: черным называют кузов после сварки, еще без начинки. Обе модели делают на одном заводе Mercedes-Benz Turk A.S. в Хосдере, неподалеку от Стамбула, и кузова для них варят на одних и тех же стапелях. А стильные раздвоенные стойки в передней части, формирующие основные различия в облике моделей, - отнюдь не силовые элементы, а лишь декоративные пластиковые накладки на тонированных стеклах, вклеенных в одинаковые прямоугольные проемы! Различия же заключаются в навесных элементах, светоблоках, силовых агрегатах, комплектации. Если каждый «Травего» индивидуален и напичкан опциями от причудливых фар по стильную надстройку кондиционера, то он и стоит даже без всякой таможни до 350 тыс. евро!
«Мерседес-Бенц Туризмо» - это бюджетная версия (если термин вообще применим к машине с трехлучевой звездой) дальнобойного лайнера. Здесь большинство элементов стандартизовано и унифицировано, благодаря чему удалось снизить стоимость машины - трехосный «Туризмо М» продается в Европе за 280 тыс. евро.
Выбор силовых агрегатов невелик - несколько вариантов 12-литровой рядной «шестерки» ОМ 457. На двухосных машинах устанавливают агрегаты hLА с горизонтальным расположением цилиндров, они развивают 354 или 408 л.с. Колеса дополнительной задней оси существенно уменьшили объем моторного отсека, поэтому на трехосники ставят «вертикальный» двигатель с индексом LA мощностью 428 л.с. Подвеска безальтернативная - регулируемая пневматическая на всех осях.
Из электронных средств безопасности только системы стабилизации ESP, противобуксовочная ASR, электронных тормозов EBS, антиблокировочная АBS, экстренного торможения ВА, движения с горы DBL - и даже в опциях никаких тебе систем контроля сближения ART или слежения за разметкой SPA. Цвет потолка - лишь серо-серебристый со стандартными блоками вентиляции/освещения над каждым креслом. Причем без кожи и алькантары на этих самых креслах, всего лишь пара регулировок, откидные столики, подлокотники, подножки и само собой ремни.
И ужасно скудный список дополнительного оборудования, включающий в себя такие обыденности, как двухкиловаттная аудиосистема «Блаупункт», DVD-плеер с парой 15-дюймовых жидкокристаллических мониторов в салоне, навигационная система, кухонный блок с кофейным автоматом на 40 чашек напитка и, пардон, туалет. А кроме то го, с нынешнего года появится шестиступенчатый автомат для самой слабой версии и мощный мотор в 456 л.с.
- И это все? - спросит уважаемый читатель. Увы, все! Такая вот вопиющая бедность. И даже 90 тыс. км межсервисного пробега не способны исправить ситуацию. А если серьезно - вам этого мало? Если мало - допустим, вы подбираете статусный автобус для богатого футбольного клуба - добро пожаловать в «Травего»! А если нужно возить туристов или проложить междугородний маршрут и незачем пускать пыль в глаза, вполне хватит и «Туриста». Не все топ-модели других фирм могут превзойти его по комфорту, оснащению и качеству исполнения.
«БЕНЦ И КОМПАНИЯ»
Немцы уважают и чтут память великих соотечественников. Причем не столько полководцев, сколько писателей, поэтов, ученых и … инженеров. Завод «Порше» расположен на Поршештрассе, легковых «мерседесов» - на Мерседесштрассе, автобусов - на Карл-Бенцштрассе. Ведь именно в Мангейме в 1886 г. Карл Бенц построил первый в мире автомобиль, а в 1895 г. и первый, похожий на карету, омнибус. Производство автобусов начали здесь ровно 100 лет назад - сегодня на заводе, площадью 836 тыс. м2, работают 8963 человека. Ежегодный выпуск составляет 2600 городских машин, еще 6100 комплектных кузовов «Мерседес-Бенц» и «Сетра» отправляют железной дорогой на сборочные заводы в Ульме (Германия) и Лине (Франция).
От момента раскроя материала до выхода готового кузова проходит 6-8 недель. Каждый кузов после сварки подвергается катафорезному грунтованию в ванне размерами 16,1х3,8х6,0 м. После сборки автобус должен пройти 5 км по заводской территории и 100 км по дорогам общего пользования. В зависимости от заказов производство работает по гибкому графику по 2-3 смены в сутки при пятидневной рабочей неделе, в субботу и воскресенье - обслуживание оборудования. Смена длится 7-7,5 ч, продолжительность рабочей недели в Германии - 38,5 ч. Средняя зарплата рабочего-сборщика 15-18 евро в час, плюс бонусы за качество, вредное производство и т.д.