Нештатная ситуация
Кому-то не обойтись без MP3, другим нужно DVD, а третьих просто не устраивает качество звучания штатной магнитолы. Собственно, чему удивляться? При покупке привычного ресивера формата 1 DIN, 2DIN нас ждут сотни вариантов: аудио, видео, навигация и полный выбор необходимых функций. А вот альтернативы штатной системе чаще всего вообще нет: единичные варианты и те обычно привязаны к комплектации автомобиля.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЕЗ СПРОСА
Не секрет, что штатная «музыка» изначально проектируется для среднестатистического пользователя и напрямую связана со стоимостью самого автомобиля. Звучанием подобные системы обычно не блещут, зато их сбалансированность часто заслуживает похвал. Известно и характерное заблуждение, побуждающее совершать типичную ошибку. Владелец цепляется к чему-нибудь одному - например, к динамикам. Дескать, корзина пластмассовая, магнитная система - крошечная… Нужно заменить - и все будет отлично!
К сожалению, далеко не всегда. А все потому, что проблема может скрываться не только в акустике, но и в головном устройстве. Нередко там используется так называемая коррекция АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Это нечто вроде встроенного неотключаемого эквалайзера, который настроен так, чтобы компенсировать особенности салона и акустики. Например, усилить те частоты, которые салон активно поглощает, и приглушить то, что лезет на передний план.
Теперь предположим, что штатные динамики (а то и их местоположение) заменили на более дорогие. Акустика стала другой, а встроенная корректировка - прежней. Результат - рассогласованность системы. Замена отдельного компонента может практически не сказаться на звучании или даже, наоборот, ухудшить его.
Яркий пример корректировки - срез басовой составляющей. В штатных системах сигнал, идущий с головного устройства, заведомо лишают низких частот. Это позволяет обычным динамикам играть гораздо громче и с меньшими искажениями, не сотрясая штатную обивку. Но если сменить их на дорогую басовитую акустику, то результат будет практически нулевым: ведь глубокий бас исключен уже в самом головном устройстве!
ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОГО
В ряде случаев замена «головы» невозможна - к примеру, даже если устройство интегрировано с другой электроникой автомобиля, такой как маршрутный компьютер или климат-контроль.
В подобных ситуациях поможет технология восстановления исходной АЧХ -этим занимаются специальные аудиопроцессоры. Подключают их непосредственно к акустическим выводам головного устройства. Затем (по тестовому настроечному диску) анализируют сигнал, после чего подстраивают его до достижения максимальной линейности. Мало того, подобные процессоры позволяют настраивать временные задержки, а также имеют собственные фильтры и эквалайзер. Все это рассчитано исключительно на профессионалов, а потому стоимость оборудования стартует от 15 000 рублей. К тому же сигнал на выходе стандартных тюльпанов нужно еще и усилить - значит, необходим еще и внешний усилитель.
Словом, отличная штука, но есть замечания. Устройство может отменно скорректировать звук, хотя если в головном ресивере что-либо отсутствует или «задавлено» начисто, то восстановить сигнал без искажений невозможно.
Если авто допускает замену штатного ресивера, то это решение будет наилучшим. Процедура безболезненная: потребуется заменить разъем подключения (или найти соответствующий переходник), демонтировать заводской аппарат и установить новый.
Куда больше возни с нестандартными головными устройствами. Здесь придется подобрать рамку-переходник. Их продают как сами установщики, так и магазины. Цена - от 300 до 4000 руб.
Управление ресивером с кнопок на руле - это, пожалуй, лучшее дистанционное решение. Автовладельцы не желают терять эту опцию при замене «головы». Проблема легко решаема - к штатным кнопкам продают нештатные адаптеры. Правда, не любой ресивер изначально предназначен для работы с подобными переходниками.