Во главе угла
О многочисленных недостатках "Патриота" можно говорить до бесконечности, равно как нахваливать его проходимость и приспособленность к отечественным дорогам. И то и другое - правда. Однако непредсказуемое порой поведение автомобиля на дороге - жирный минус в оценке важнейшей дисциплины - безопасности. Стоит стрелке спидометра перевалить за 80 км/ч, появляются неприятные рыскания. Автомобиль чутко реагирует на мелкие неровности (не говоря уже о неглубоких асфальтовых колеях), настойчиво стремясь уйти на соседнюю полосу. Все время приходится подруливать, даже на прямой и ровной дороге. А если жизнь заставит резко крутануть рулем - берегись: УАЗ легко выходит из-под контроля, сразу становясь резким, вертлявым и к тому же вяло реагирующим на корректировку рулем. При этом усилитель старается вовсю, поэтому руль вращаешь как на тренажере -обратная связь отсутствует.
«Патриотов» в Москве не так уж мало, и мы обратили внимание на неравномерный износ протектора передних колес у многих новых машин. Поэтому первым делом проверили на нашем УАЗе углы установки колес. Они оказались немного не в допуске, но регулировка не дала ожидаемого результата. Поведение вседорожника улучшилось, но рысканье осталось. Значит, нужны другие решения. Одно из очевидных - увеличить продольный угол наклона оси поворота передних колес (при необходимости). У "Патриота" угол не регулируется - задан конструктивно. Поэтому мы решили повернуть поворотный кулак относительно кожуха полуоси. В штатном варианте угол наклона шкворня составляет около трех-четырех градусов, при этом руль на выходе из поворота не возвращается в положение прямолинейного движения, приходится его доворачивать. Вот почему мы решили увеличить этот угол аж на 10 градусов, чтобы с гарантией получить заметный результат.
Испытания на полигоне подтвердили: поведение «Патриота» изменилось, причем это почувствовалось сразу, с первых минут общения. Словно по мановению волшебной палочки, он усмирил свой непредсказуемый нрав, превратившись в надежно управляемый автомобиль. Руль стал информативным, реакции - четкими и собранными, а поведение на дороге - понятным и прогнозируемым. Честно говоря, мы сами не ожидали подобного, ведь даже на высокой скорости управление все-дорожником теперь больше напоминает езду на обычном легковом автомобиле - настолько собранными и четкими оказались его отклики на движения рулевым колесом. Окончательный вердикт вынесла проверка на управляемость: УАЗ безошибочно выполнил все команды водителя, демонстрируя редкостное взаимопонимание. А предельная скорость переставки выросла с 81,2 до 84,4 км/ч!
С этими доработками УАЗ прошел уже несколько тысяч километров, побывав в карельской и северной экспедициях (ЗР, 2008, № 1, 3). Никаких нареканий к работе рулевого управления не возникло, если не считать замены шкворневых вкладышей. Из недостатков отметим лишь строгость руля, который теперь хорошо передает колебания переднего моста, возникающие на волнообразных неровностях дороги. Иногда баранка словно оживает в руках, наглядно демонстрируя несовершенство передней зависимой подвески. Но с этим, на наш взгляд, уже можно мириться.
Олег Крупин, главный конструктор ОАО «УАЗ»:
Мы проводили работы по оптимизации углов установки управляемых колес на «Патриоте», много экспериментировали с поперечным и продольным углами наклона шкворня. При чрезмерном увеличении продольного угла возрастают нагрузки на вкладыши, что значительно снижает срок их службы (подшипники качения здесь подошли бы лучше). Второй отрицательный момент - возможность возникновения эффекта шимми, с которым можно бороться установкой гасителя колебаний (что повлекло бы удорожание конструкции). Мы нашли компромисс между условиями производства и требованиями конструкторов. В настоящее время с конвейера сходят «патриоты» с увеличенным до 8,0° (против прежних 5,5°) поперечным и до 4,5° (против 3,0°) продольным углами наклона шкворня, при этом плечо обката уменьшилось с 63 до 33 мм, что снизило нагрузки на детали рулевого механизма.