Вивисекция

Вивисекция

Год назад герой наше­го рассказа купил но­венькую «Шеви-Ниву», установил в сертифи­цированном фирменном цен­тре сигнализацию. Через ме­сяц машина прошла ТО-1, а дальше пошла «черная поло­са»: сначала мотор неритмич­но потряхивало, затем вспых­нула лампа «проверь двига­тель» – и он затроил. И вот «Нива» в гарантийном ремон­те. Пять раз владелец забирал «исправленную», но за воро­тами сервиса мотор снова на­чинал троить. На шестой раз инженер-фирмач обрадовал: дефект нашли, снижена ком­прессия в первом и четвертом цилиндрах. Головку, конечно, отремонтировали: профрезе­ровали седла, притерли кла­паны – машина, мол, стала как пасхальное яичко!

След контакта клапана с днищем поршня, показанный стрелкой, не впечат­ляет ни глубиной, ни рельефностью, но даже слабого удара хватило для дефор­мации его стержня.

Уезжая, владелец не верил своему счастью. И правильно! Назавтра… вседорожник за­нял привычное место в техцен­тре, где простоял еще 17 дней. Наконец, хозяину объявили: все беды – от противоугонной системы, смонтированной с нарушением правил, а посему техцентр отказывает ему в га­рантийном обслуживании.

У пострадавшего клапана по окруж­ности рабочей кром­ки – следы нагара, – так как стержень клапана деформи­ровался после удара о поршень, контакт с седлом стал одно­сторонним, компрес­сия снизилась.

Как тут не рассердиться: ма­шину продержали два месяца, шесть раз возвращали неис­правной, а обломав на загадке зубы, свалили вину на хозяина! Потребовал независимой экс­пертизы – ситуация очевид­ная, честные специалисты в два счета разберутся. Знать бы ему, что у независимого экс­перта «договор» с сервисом! Итог закономерен. Приводим выдержку из экспертного за­ключения: «...Возможно нали­чие причинно-следственной связи между неисправностями ДВС при их наличии и установ­кой противоугонной системы».

Жирный нагар на седле злосчастного клапана говорит о нестабильности сгорания перед тем, как контроллер отключил форсунку.

Если вы смогли перевести абракадабру на русский язык, то ответьте, почему инженер-­эксперт хотя бы не прове­рил работу двигателя с отклю­ченной сигнализацией? Ответ прост: велик был соблазн во что бы то ни стало спихнуть ма­шину владельцу, заставив опла­тить экспертные услуги и двух­месячные поиски дефекта.

Исследование капризов гидрокомпенсатора не входит в задачи нашей мастерской, а потому вместо этих сложных механизмов поставили обычные регулировочные болты.

...Итак, автомобиль у нас. Зажигание, датчики, форсунки в норме, но мотор «колбасит» даже без сигнализации – где же «причинно-следственная связь»? Компрессия в первом цилиндре 11 кгс/см2, в других по 12,5 кгс/см2. Странно, ведь головку недавно ремонтиро­вал техцентр! Поменяли места­ми гидрокомпенсаторы – кар­тина та же.

Сняли головку блока. На днище первого поршня след от удара клапана. Проверили клапан на станке – конечно, кривой, прилегал к седлу пло­хо. Не тут ли собака зарыта? Клапан заменили, потом оба в этом цилиндре притерли. Про­верили все клапаны на герме­тичность. Но вот пустили мо­тор, прогрели, замерили ком­прессию – в первом цилиндре снижена!

Не дурит ли гидрокомпен­сатор, «передавливая» пружи­ны клапана? Это возможно, ес­ли, например, чрезмерно дав­ление в системе смазки. Про­верили – норма... Но мы, ско­рей из любознательности, чем по необходимости, пошли еще на один эксперимент: постави­ли более жесткие пружины, а компенсаторы заменили новы­ми. И это не помогло!

Делать нечего – надо про­верить поршень и кольца, для этого придется снять двига­тель. И вот итог: зазоры в зам­ках компрессионных колец по­сле 6 тыс. км пробега – 0,75 и 0,9 мм – пропасть! Увы, в на­шем автопроме вместо мери­тельного инструмента часто используют «шаг римского ле­гионера»…

Пришлось повозиться, под­бирая кольца. Мотор собра­ли, пустили. Но он снова стал подергивать – и умный «Бош М7.9.7», сберегая нейтрализа­тор, отключил форсунку! Мо­тор затроил.

Неужто мы в тупике? Нет, проверили еще не все! Что с ги­дрокомпенсаторами: стабильно ли работают, не клинят ли? Их внедрение в моторы ВАЗа, как известно, протекало драматич­но: узел простой, но детали-то прецизионные! Что делать, ес­ли из-за капризов компенсато­ра клапан не садится, как поло­жено, в седло: без конца поку­пать новые и менять? Мы предложили владельцу вариант, от которого он «не смог отказаться»: вместо гидрокомпенсаторов поставили обычные регулировочные болты – и мотор зашелестел ровнехонько, как ему и положено. Проверить зазоры во время ТО – минутное дело, особенно по сравнению с месяцами простоя в поисках неисправности. Да и клапаны прослужат дольше.

Шаг назад, скажете? Это смотря каким аршином мерить! У нас прогресс не всегда улучшает машину. Как сказал чукча из знаменитого в прошлом романа: «Ты сначала научись спички делать, чтобы зажигались...»

НА АВТОМАТИКУ НАДЕЙСЯ…

Гидрокомпенсаторы в приводе клапанов – повод для ленивого теоретика забыть о регулировке клапанных зазоров. Но, избавившись от рутинной операции, порой наживаешь более сложные проблемы. Пример: компенсатор однажды заело, и он помешал раскаленному клапану вовремя убраться с пути поршня – результат для большинства двигателей фатален. Даже незаметная на глаз деформация клапана ведет к частичной или полной потере компрессии. В первом случае цилиндр все же может работать, хотя и с пропусками воспламенения, во втором не работает вовсе. Но это возможно и по другим причинам – например, чересчур мощный компенсатор (из-за превышенного давления масла и т.п.) мешает пружинам плотно закрыть клапан. Даже если клапаны и поршни встретиться не могут (например, как в двигателе ВАЗ 21124), воспламенение в цилиндрах оказывается под вопросом. К тому же снижается срок службы выпускных клапанов – из-за перегрева обгорают рабочие кромки. В прежние времена кто-то мог не замечать эти «пустяки», но современный контроллер «Бош М7.9.7» не позволяет несгоревшему топливу попадать в нейтрализатор и губить его: если в работе какого-то цилиндра слишком много осечек, контроллер отключает форсунку.­

Подпишитесь на «За рулем» в