А ты не промах!
Приятель иронизирует: «Купил автомобиль, чтобы поставить музыкальный центр?» Да, когда отдаешься музыке, дорожная обстановка отходит на второй план – подобная зависимость небезобидна, порой опасна. Но хозяин машины – барин, баловаться кнопочками, сидя за рулем, не перестанет. И пусть! Наша задача – свести риск к минимуму, предложив новую «прописку» кнопкам стеклоподъемника (ЭСП) и маршрутного компьютера.
Где самодельщики (да и автозаводы) обычно располагают такие кнопки? Довольно часто – между сиденьями водителя и пассажира. Но это удобно не каждому. Один, не выворачивая суставов, быстро находит нужный выключатель, другой мучается. Здесь уместней расположить что-нибудь менее важное. Кстати, на «Шевроле-Нива», «Дэу-Нексия» и других авто управление ЭСП под рукой – на двери водителя. Удобно, только не наваливайся!
Мы учли опыт предшественников и разместили важные выключатели, руководствуясь здравым смыслом. Для начала купили три микрокнопки, используемые в магнитофонах (для самодельного джойстика на руле), две кнопки управления ЭСП, провода и «холодную сварку». Последняя позволила в одном случае приклеить кнопки к передней части подлокотника на водительской двери, как бы объединив их корпусом, во втором – изготовить самодельный корпус джойстика, закрепленного на руле, и установить кнопки в него. Кстати, хотя на снимках показаны подлокотники от ВАЗ-2105 и руль от «десятки», это не значит, что нельзя сделать то же самое и на других машинах.
Джойстик изготовили так. Сначала вылепили модель из пластилина, по ней сделали гипсовую форму, а уже в нее заложили «холодную сварку». Джойстик с заранее «вваренными» в него двумя шпильками (резьба М3) закреплен гайками на ступице руля. Здесь же по месту проделали отверстия для проводов.
Необходимые переделки в контактном узле: а – исходный вид узла (руль 2110); б – после реконструкции. Удалив внутреннее кольцо, вместо него ставим кольцо 2108 (на рисунке красное). При этом штырь «сброса» сигнала поворота останется относительно руля на прежнем месте. Отверстия для крепления кольца к пластмассовой части сместятся. Поэтому крепим его к пластмассе короткими саморезами – они от корпуса изолированы, а весь узел крепим к рулю прежними винтами. С новым кольцом они не контактируют. Теперь при нажатии на кнопку джойстика оживает маршрутный компьютер, а при нажатии на клаксон срабатывает звуковой сигнал, но… при условии, что вал руля «заземлен». Сам вал надежной связи с «массой» не имеет. Ее можно обеспечить по-разному. Например, закрепив дополнительный провод на корпусе подрулевых переключателей так, что один его конец связан с «массой», а другой – через пружинный контакт – с валом руля.
На «четверке» мы организовали управление стеклоподъемниками с водительской двери, кнопки поставили на ручку-подлокотник в передней ее части. Это достаточно удобное место, в то же время любитель облокачиваться вряд ли случайно нажмет на кнопку. Купленные на рынке кнопки склеили, затем закрепили на ручке «холодной сваркой». Чтобы кнопки служили дольше, в цепи моторчиков поставили разгрузочные реле. А проложить и подключить провода – дело несложное.
«Джойстик» для управления маршрутным компьютером «Мультитроникс» непосредственно с руля ВАЗ-2110. Для размещения кнопок, из которых одна «перелистывает» показания компьютера (его главная функция), а две другие зарезервированы на будущее, мы изготовили это устройство. Конечно, и тут одной электротехникой не обошлось. Но не станем же мы примитивно крепить кнопки изолентой – надо себя уважать.