Оттенки зеленого
Всего несколько месяцев назад на подобном шоу в Детройте можно было наблюдать попытки американских автоконцернов улучшить показатели экономичности, а заодно внести вклад в защиту окружающей среды. Европа привыкла к высоким ценам на топливо, поэтому здесь уже который год подряд говорят в основном о снижении выбросов СО2 и лишь потом – об экономическом аспекте. Но на сей раз «зеленая» тема предстала в совершенно новых оттенках.
Обычно именно с дорогих машин начинается внедрение высоких технологий, постепенно становящихся доступными и покупателям бюджетных моделей. Женеве-2008 выпала честь стать поворотным пунктом: здесь была показана россыпь серийных новинок, с запасом перекрывающих планируемые к введению нормы выброса СО2 в 120 г/км.
Еще недавно многие концерны оспаривали грядущие требования, указывая на невозможность радикального снижения этого показателя в столь короткий срок. Что же мы видим сегодня? Порог в 120 г/км уже не кажется нереальным, мало того – «Форд», ФИАТ, «Тойота» показали модели с менее чем 100 г СО2 на километр! В свою очередь, производители дорогих моделей ищут пути к широкому внедрению зеленых идей. Пути достижения заветных цифр весьма разнообразны, но это никого не удивляет. Топ-менеджеры ведущих компаний в один голос утверждают: экологической панацеи не существует, и вряд ли она будет найдена в ближайшее десятилетие.
«Мы верим в будущее с несколькими источниками энергии, – говорит глава «Вольво» Фредрик Арп. – Наиболее вероятно, что в долгосрочной перспективе победит электричество, а средства его выработки будут зависеть от стоимости получения того или иного вида топлива». Управляющий директор «Опеля» Ханс Демант заглядывает в ближайшее будущее: «По-моему, единственный способ сохранить комфорт и улучшить экологию – это уменьшить габарит автомобиля, литраж мотора и число цилиндров, а потери мощности компенсировать турбонагнетателем».
Компактные автомобили получат малолитражные дизели, многоступенчатые трансмиссии, системы смазки нового поколения для снижения потерь на трение, доработанную аэродинамику, функцию выключения двигателя на светофоре.
С моделями премиум-класса сложнее. Здесь не обойдется без гибридной технологии. Но гибриды в чистом виде, пускай даже дизельные, уже не новость. Технологию дополняют многочисленными хитростями: регенерацией тормозной энергии с последующим использованием ее для заряда батарей, для увеличения мощности при интенсивном разгоне либо питания вспомогательного бортового оборудования. Естественно, без внимания не останутся автоматические трансмиссии, отказываться от которых в этом классе никто не собирается. Пока речь идет об увеличении числа передач (цифра восемь стала реальностью) и сокращении времени переключения.
Наверное, многим интересно, что за автомобиль мы выбрали для заставочного фото. Это 1018-сильный «Кенигсег-ССXR», способный разогнаться до 100 км/ч за 3,1 с и продолжать набор до максимальной скорости – свыше 400 км/ч. Даже суперавтомобиль с семизначной ценой отдает дань экологии – работает на этаноле Е85, удовлетворяет Евро IV и расходует на сотню всего 18 л при столь огромной мощности. Оценить прогресс поможет экспонированный в Женеве-2008 шоу-стоппер «Феррари-GTB4» образца 1968-1973 гг., который завершает обзор. Машина с мотором V12 объемом 4,4 л (на
0,3 л меньше «Кенигсега») развивает всего 350 л.с. и разгоняется лишь до 280 км/ч. Бензиновые реки льются в камеры сгорания из шести карбюраторов «Вебер». Расход топлива «Феррари-GTB4» легко достигал 28 л, а об экологии в те замечательные годы никто всерьез даже и не думал.
Об этой модели не перестают говорить с момента демонстрации концепт-кара Iosis X Concept в дни проведения мотор-шоу в Париже в 2006 году. «Форд-Куга» стал первым разработанным в европейском подразделении фирмы компактным вседорожником, который вступит в борьбу с такими грандами класса, как RAV4 и CR-V. За последние полтора года в этом классе появились также новинки от «Ситроена», «Пежо», «Фольксвагена» и «Опеля». «Куга» создана на базе «Фокуса» и С-Мах; пока ее оснащают лишь 2-литровым дизелем мощностью 136 л.с. и механической 6-ступенчатой коробкой. Цена новинки в России - от 880 000 руб.
Многие считают, что будущее Европы исключительно за компактными моделями, такими как «Опель-Агила». Машину длиной 3740 мм оснащают в том числе 1,3-литровым дизелем, сжигающим лишь 4,5 л топлива и выбрасывающим в атмосферу 120 г СО2. Показатели существенно лучше, чем у предшественника, который короче на 200 мм, теснее и не способен увезти столько багажа.
«Тойота-iQ» претендует на титул самого компактного 4-местного авто в мире: при длине 2980 мм она уступает даже оригинальному «Мини». Справедливости ради, машина вмешает только трех взрослых, еще одно место зарезервировано для маленького пассажира. Начало продаж в Европе - январь 2009 года, ближе к этой дате станут известны технические подробности. «Тойота» рассчитывает продавать до 80 000 iQ в год по цене от 13 000 евро.
Второе поколение «Шкоды-Суперб» появляется в том числе и в версии GreenLine. Эта комплектация позаимствовала многое из довольно простых, но эффективных рецептов «Фольксвагена»: дополнительную проработку аэродинамики передней части, уменьшенный дорожный просвет и сниженную массу, а также 1,9-литровый дизель. Российских же покупателей наверняка в первую очередь заинтересуют мощные модификации - во главе с 260-сильной полноприводной. В Европе базовую версию предложат с 1,4-литровым (!) 125-сильным турбомотором; цена составит около 22 000 евро.
Появления эмоционального «Фольксвагена-Сирокко» с нетерпением ждали с 2006 года, когда был показан концептуальный Iroc. Модель создана на базе «Гольфа», имеет одинаковую с ним колесную базу, однако ниже и шире прообраза; пропорции придают «Сирокко» динамичный облик и создают настроение спортивного купе. Машину оснащают четырьмя моторами: 140-сильным турбодизелем и тремя бензиновыми, также наддувными TSI мощностью 122, 160 и 200 л.с., агрегатированными с 6-ступенчатой «механикой» или 7-ступенчатой трансмиссией DSG.
Если вы морально либо материально не доросли до «Тойоты-Ленд-Крузер», обратите внимание на «Урбан-Крузер». «Тойота» позиционирует его на ступеньку ниже RAV4 и адресует жителям мегаполисов - спрос на подобные нишевые разработки с 2002 года удвоился! Несмотря на то что за основу модели взят «Ярис», «Урбан-Крузер» способен комфортно разместить пятерых: его габарит 3930х1725х1540 мм. Фирма не обнародовала технические данные, однако они будут близки двум «родственникам»: моделям xD американского подразделения Scion и японской «Тойоте-Ist». Их оснащают 1,5-литровым 109-сильным и 1,8-литровым 132-сильным бензиновыми моторами. Новинку можно ожидать в продаже к началу 2009 года.
Концепция «Ниссана GT-R» гласит: «В любое время, в любом месте, для любого водителя». Среди россыпи ориентированных на экологию машин неожиданно выстрелил этот суперкар, снабженный мотором с двумя нагнетателями объемом 3,8 л, мощностью 480 л.с., с крутящим моментом 588 Н.м. Карбоновые детали кузова, расположенная у задней оси 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия GR6, полный привод, амортизаторы с регулируемой жесткостью – все это станет доступно европейцам в 2009 году. По уверению фирмы, GT-R не только способен промчаться за 7 мин 38 с по Северной петле Нюрбургринга (21 км, 174 поворота), но и легок в управлении.
«Мицубиси-Лансер Prototype-S» – 5-дверный хэтчбек, продажи которого должны составить до 70% всего объема завозимых в Европу «лансеров». «Мицубиси» не скрывает, что вдохновляли ее такие машины, как «СААБ-900 Турбо Комби-Купе» и «Альфа-Ромео-156» и 159, которые привлекли японцев сочетанием практичности и высоких ездовых характеристик. Увенчает гамму хэтчбеков модификация Ralliart Turbo c 240-сильным двигателем, постоянным полным приводом (с фирменным активным центральным дифференциалом) и коробкой передач с двумя сцеплениями SST. Модель поступит к дилерам в середине будущего года.
Представленная «Субару» модель «Легаси» интересна двигателем: у нее первый в мире оппозитный турбодизель. 2-литровый 150-сильный мотор не только сравним с бензиновыми по части шума и вибронагруженности: он также компактен и легок, благодаря чему удалось понизить центр тяжести и сохранить фирменную управляемость «Субару». Расположенный горизонтально дизель с алюминиевыми блоком и головками цилиндров оснащен турбонаддувом и интеркулером, система питания – «коммон-рейл». С ним универсал развивает 203 км/ч и набирает 100 км/ч за 8,9 с. В смешанном цикле дизельная «Легаси» потребляет около 6 л топлива. Также «Субару» представила третье поколение модели «Форестер» (ему будет посвящен отдельный материал в следующем номере ЗР).
«Вольво-ХС60» в очередной раз берется доказать превосходство шведской марки в активной безопасности. Система City Safety работает на скоростях до 32 км/ч и призвана предотвратить наезд на идущую впереди машину посредством автоматического торможения. ХС60 станет конкурировать с БМВ-Х3, «Мерседесом-Бенц GLK» и «Ауди-Q5» в быстро растущем сегменте «паркетных» вседорожников премиум-класса. Крупнейшими рынками для XC60 названы Германия, Россия и Китай.
«Ситроен» ставит целью продавать до 150 000 автомобилей модели С5, на несколько тысяч штук больше, чем машин прежнего поколения в лучшие годы. Фирма надеется привлечь покупателей, которым, по разным причинам, не подошли такие модели, как «Форд-Мондео», «Фольксваген-Пассат» и «Рено-Лагуна». Универсал «С5 Турер» тяжелее и длиннее предшественника, гамма двигателей - от 127 до 208 л.с.
Поклонники СЕАТ, наверное, припомнят купе «Боканегра» середины 70-х годов. Современный концепт-кар (прообраз новой «Ивисы») напоминает его лишь агрессивным настроем. Будущее новой машины более чем реально: прототип построен на агрегатах «Фольксвагена» – включая 1,4-литровый мотор мощностью 170 л.с. с двумя турбонагнетателями и автоматическую 7-ступенчатую коробку DSG. Этот мотор появился совсем недавно, но уже успел распространиться по всем маркам концерна «Фольксваген». В зависимости от исполнения он может развивать 125, 140 и 170 л.с. Агрегат был признан победителем конкурса International Engine of the Year 2007 в классе от 1,0 до 1,4 л.
Первый «паркетник» «Рено» получил название «Колеос». Дизайн машины разработан в студии под Парижем, а начинка – во многом дело рук японских инженеров из союзного «Ниссана». В частности, система полного привода практически идентична устанавливаемой на «Х-Трейл». Бензиновый 170-сильный мотор объемом 2,5 л также разработан «Ниссаном». Делать машину будут на корейском заводе «Рено-Самсунг» в Пусане. Планируемый объем выпуска «Колеос» и родственной модели «Самсунг-QM5» – 100 тыс. штук, из них более половины – для экспорта в Европу.
Универсал и хэтчбек «Мазда-6» ждут в Старом Свете с нетерпением – на эти кузова здесь приходится львиная доля продаж. Универсал длиннее машины предыдущего поколения на 45 мм и способен взять груз объемом до 1751 л. К бензиновым силовым агрегатам (1,8, 2,0 и 2,5 л) добавили новейший 2-литровый турбодизель «коммон-рейл» мощностью 140 л.с. Технологические возможности фирмы демонстрировал концептуальный «Мазда-5 Hydrogen RE Hybrid» – водородно-бензиновый гибрид с роторно-поршневым мотором Renesis. Такой планируют предоставлять в лизинг японским компаниям уже в текущем году.
Марка «Альфа-Ромео» заочно покорила Европу открытой версией 8С «Компетиционе», тираж которой ограничат 500 экземплярами. До этого фирма объявила, что выпустит столько же купе 8C (см. с. 146), хотя желающих купить его за 165 тыс. евро нашлось в четыре раза больше. Спайдер будет на 35 тыс. евро дороже. Под капотом красавицы, созданной на базе «Мазерати-Гран Туризмо», 450-сильная версия мотора V8 объемом 4,7 л. Его родословная также восходит к «Мазерати» и 4,2-литровому двигателю мощностью 405 л.с. Спайдер появится в Европе летом, а в начале следующего года фирма планирует вернуться на оставленный ею без внимания рынок США.
«Мерседес-Бенц GLK Vision Hybrid» – новое имя в линейке немецкой фирмы с передовой технологией BlueTEC на борту. По уверению компании, с числящейся пока в концептах машиной не поспорит в экономичности ни один конкурент. 226-сильный 2,2-литровый дизель расходует 5,9 л/100 км. Выброс СО2 также минимален для машины такого габарита – всего 157 г/км. GLK Vision Hybrid автоматически глушит мотор на остановках и использует энергию торможения для зарядки батарей. Серийная версия GLK предстанет в апреле на мотор-шоу в Пекине, а сборку наладят в Бремене, Германия.
БМВ продвигает технологию EfficientDynamics, которая на сей раз применена для вседорожника Х5. Автомобиль с дизельным мотором мощностью 204 л.с. и блоком солнечных батарей в крыше признан одним из самых экономичных (6,5 л/100 км) и «зеленых» в классе. В отличие от специалистов, рядовые покупатели больше толпились вокруг кабриолета М3 четвертого поколения. Эта «Эмка» стала первой в линейке со складным жестким верхом. Двигатель – 4-литровый 420-сильный; трансмиссия 7-ступенчатая. Кабриолет с жесткой крышей тяжелее седана на 230 кг, а потому разгоняется до 100 км/ч на полсекунды медленнее – за 5,3 с.
Хэтчбек «Дачия-Сандеро» интересен тем, что в его основе – любимый в России «Логан». «Сандеро» местной сборки уже охотно покупают в Бразилии. Для европейской версии готовят конвейер румынского завода «Дачия».
Вслед за Россией марка «Инфинити» начинает продажи в Европе. Выставленный образец FX50 не только играл рельефными мускулами кузова, но и хвастал 8-цилиндровым двигателем мощностью 390 л.с. и 7-ступенчатым автоматом. В подвеске применили контроль жесткости амортизаторов с возможностью выбора автоматического или спортивного режимов.
Концерн «Пежо-Ситроен» остается верен дизелям. Этот мотор объемом 2,7 л и мощностью 204 л.с. позволит достичь расхода менее 7 л/100 км, будучи установленным на «Пежо-407» и «Ситроене-С5».
«Лянча» надеется вернуть успех двух первых поколений «Дельты»: между 1979 и 1999 годами те машины приобрели более шестисот тысяч водителей. Новая построена на единой платформе с «ФИАТ-Браво», но у нее увеличена на 100 мм колесная база и на 165 мм – длина. По сути, это первая новая «Лянча» с 2004 года и основная надежда марки на увеличение объема продаж до 300 тыс. в год.
На стенде «Хонды» переливались разными цветами десять автомобилей «Аккорд» – седанов и универсалов. Электроусилитель руля здесь работает в связке с системой стабилизации, что предполагает помощь водителю в сложных ситуациях. Салон «Аккорда» отделан в духе флагмана «Ледженд» – с намеком на претензии конкурировать в сегменте немецких производителей. Гамма двигателей состоит из двух бензиновых, объемом 2,0 и 2,4 л (156 и 200 л.с.), а также 150-сильного 2,2-литрового дизеля с сажевым фильтром.
Какой салон обходится без шоу-стопперов? Большие и маленькие, концепт-кары и легенды прошлого… Масштабная модель «Альфы» привлекла внимание нашего фотографа в качестве игрушки, хотя если предположить предельное ужесточение экологических норм, не исключено, что мы все пересядем за руль таких машин масштаба 1:5. А вот обратный пример 40-летней давности: «Феррари-GTB4», больше известная как «Дайтона», получила свое неофициальное имя в честь тройной победы в престижных гонках «24 часа Дайтоны» сезона 1967 года.