Четыре по сто

Четыре по сто

Примерно 0,4 л бензина, сэкономленного на каждой сотне километров, – согласитесь, неплохо. Чтобы достичь этого, инженеры серьезно потрудились.

ПОСУХУ!

Особенность агрегата – двойное сцепление. Диски очень похожи на те, что устанавливают в механических коробках. Теперь они работают всухую (в прежнем 6-ступенчатом варианте были «мокрыми», крутились в масляной ванне). Конструкторы отказались от фильтра, радиатора и трубок высокого давления, а также уменьшили объем используемого масла – теперь оно нужно лишь для смазки шестерен, подшипников и «мехатроника» (блока управляющих и исполнительных механизмов). Поскольку фрикционы лишены принудительного охлаждения, для них использовали материалы с хорошей теплопроводностью, рассеивающие тепло при трении. Утверждают, что диски не потребуют замены в течение всего срока службы автомобиля.

Рычаг в салоне похож на селектор автомата. Коробку выдают лишь три буквы DSG.

Внедрив повышающую, седьмую ступень, инженеры смогли сузить диапазоны передаточных чисел первых шести. Первую передачу сделали совсем короткой ради лучшей динамики при старте. Другие «звездочки» сокращение затронуло в меньшей степени. Однако теперь мотор может работать в очень узком диапазоне оборотов, наиболее выгодном как с точки зрения экономии топлива, так и мощности.

В механическом «мозге» новой коробки – модуле «мехатроника» – прибавилось золотников гидрораспределителя для ускорения и точности работы, а связь с другими системами автомобиля теперь обеспечивает высокоскоростная CAN-шина.

Переключать передачи можно вручную – рычагом или подрулевыми лепестками. Выбранная скорость отображается на панели.

Сэкономить еще пару капель бензина помогает и модернизированная система смазки. Постоянная работа механического насоса раньше «воровала» энергию (пусть и небольшую) у двигателя. Теперь насос электрический и включается лишь по необходимости, а для стабильности характеристик встроили аккумулятор давления. Такой насос будет необходим и в будущем, когда 7-ступенчатую коробку поставят на автомобили с системой «старт-стоп» (она глушит двигатель на остановках) или даже на гибриды!

Увеличенный диаметр дисков сцеплений заставил «ужать» саму коробку, чтобы уместилась даже на компактный «Поло».

Потолок «семиступки» – 250 Н.м крутящего момента. Конструкторы ограничили его сознательно: ведь перед ними стояла задача адаптировать DSG к «младшим» моторам. Сфера применения – модели «Поло», «Гольф», «Туран» и некоторые версии «Пассата». Более мощные машины будут оснащать 6-ступенчатым агрегатом, поскольку он может передавать гораздо больший крутящий момент – до 350 Н.м.

По команде процессора гидравлика приводит в действие вилку с двумя актюаторами, которые синхронизируют работу обоих дисков сцепления.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Широкое гладкое шоссе уводит меня за рулем «Гольфа 1,4 TSI» прочь от центра. Миновали последние дома – город остался позади. А впечатление, появившееся еще на первых метрах, никуда не делось: кажется, едешь на машине с бесступенчатым вариатором. Нужно очень внимательно прислушиваться, чтобы поймать момент переключения передач. Проще следить за стрелкой тахометра: время от времени она чуть проваливается. Решил обогнать зазевавшийся грузовик – чуть нажал на педаль. Практически мгновенно обороты взлетели на пару тысяч, и автомобиль рванул вперед, главное – не переборщить.

В спортивном режиме 6-ступенчатая DSG даже на гоночном треке позволяет не отвлекаться от работы рулем и педалями. Да и от скорости получаешь максимум удовольствия.

Идиллическая картина нарушилась, стоило съехать с магистрали на горную дорожку. В режиме Drive здесь передвигаться тяжело – коробка упорно стремится переключиться вверх, запаса тяги не хватает. Спасает спортивный режим. Теперь следующая ступень включается заметно позже, появилась возможность точнее дозировать тягу педалью. Все бы хорошо, но момент переключения стал ощутимее. После равномерной тяги на «прямике» не ожидаешь коварных тычков в спину, пусть и не очень сильных. А извилистый подъем к гребню перевала и вовсе озадачил: нажимаешь педаль на выходе из поворота, а в ответ DSG начинает передергивать передачи, подыскивая подходящую. Причина, видимо, в том, что коробка не умеет «перескакивать» на несколько ступеней сразу, вынуждена перебирать их последовательно.

СХЕМА 7-СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ DSG. 1 – стояночный блокиратор; 2 – вторичный вал (задняя передача); 3 - вторичный вал (четные передачи); 4 – демпферная пружина; 5,6 – первичные валы; 7 – двойное сцепление; 8 – дифференциал; 9 – вторичный вал (нечетны

На сладкое – гоночная трасса и самые мощные «гольфы» в исполнениях GTI и R32 со… «старыми» 6-ступенчатыми коробками DSG. Агрегат предыдущего поколения мне понравился чуть-чуть больше. Возможно, некоторая пробуксовка «мокрых» сцеплений сглаживает трансмиссионные рывки или передаточные числа подобраны удачнее. А может, это просто эффект огромной скорости? На такие мелочи, как незначительный скачок тяги, просто не обращаешь внимания.

9-11

И все-таки DSG в новой версии – удачный агрегат, хорошо сочетающий достоинства механики и удобство управления автомата. Итак, сегодня ступеней семь, а сколько будет завтра? На что еще готовы пойти производители ради ничтожной, казалось бы, экономии топлива? Коробка DSG с 9 или даже 11 ступенями вполне возможна. А когда-то казалось, что и пять – много…

НАПОМНИМ

Основные принципы работы коробок DSG: крутящий момент двигателя с помощью двухмассового маховика передается через двойное сцепление на валы коробки. На первом – шестерни нечетных ступеней, на втором – четных. Пока автомобиль едет, например, на VI передаче, шестерни седьмой уже в зацеплении, но еще не активны. Как только управляющая электроника решит, что наступил подходящий момент для переключения, в работу вступают муфты сцепления – под действием гидравлики одна из них размыкается, другая замыкается. Частичное наложение включения и выключения муфт позволяет минимизировать время переключений и не прерывать поток мощности от мотора к колесам.

DSG В ЦИФРАХ

На заводе в Касселе, где производят DSG, работают 226 сотрудников. Ежедневно они выпускают 1500 6-ступенчатых и 750 7-ступенчатых коробок передач.

Коробка DSG с 7 передачами намного легче 6-ступенчатой (масса 70 кг против 93). В «семиступке» 1,7 л масла, а в 6-ступенчатой – 6,5 л.

В конце 2007 г. с конвейера сошла миллионная 6-ступенчатая коробка DSG.

В процессе доводки 7-ступенчатой коробки DSG, производство которой наладили в конце 2007 года, общий испытательный пробег тестовых машин составил 2 млн. км.

Подпишитесь на «За рулем» в