Время лечит

Время лечит

Один из поводов для подготовки материала - редакционная «Калина». Она из первых партий, а потому крепким здоровьем похвастать не может – накопилось немало претензий не только к качеству сборки и комплектующих, но и к конструкции. Однако с начала производства прошло более трех лет – сегодняшние «калины» отличаются от первых машин.

Вместе со специалистами Волжского автозавода присмотримся к основным узлам и системам. Проследим изменения, которые уже внесены, заглянем в ближайшее будущее.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В «КАЛИНЕ»

КУЗОВ

С осени 2005 года полностью запустили автоматизированные комплексы по сварке и окраске кузовов. Панели нынешних «калин» подогнаны без перекосов, зазоры небольшие и ровные, а пятислойное покрытие избавило владельцев от затрат на дополнительную антикоррозионную обработку. Кстати, с недавнего времени противошумную мастику, которой покрывают днище и колесные арки, наносят и на боковую часть порога, чтобы защитить краску от летящих из-под колес камешков.

Для лучшей аэродинамики и защиты от грязи с августа 2006 года на «калинах» удлинили щитки моторного отсека. На экспортных автомобилях их дополнительно обклеивают шумоизолирующим материалом.

Чтобы четче и тише открывались и закрывались двери, в проемы заложили более эластичные уплотнители. Улучшили герметичность салона, доработав конструкцию верхнего резинового элемента. Дополнительный наружный уплотнитель получил и отопитель. С конца 2006 года передние и задние грязеотражающие фартуки колес (в быту их называют брызговиками) не пластиковые, а резиновые. Таким не страшны контакты с бордюрами.

Ради эстетики «подрезали» наружный уплотнитель опускаемых стекол, чтобы уровнять его по высоте с внутренним. Теперь из салона не видна налипшая на ворсинках грязь.

Сегодня на конвейере устанавливают два варианта головной светотехники. Компанию фирме «Аутомотив лайтинг», изначально поставлявшей блок-фары со стеклами, составил «Автосвет» из Киржача, чьи прозрачные элементы сделаны из поликарбоната с антиабразивным покрытием. Эти световые приборы взаимозаменяемы, естественно, только парами.

Чтобы обеспечить лучшую герметичность, уплотнитель задней двери нарастили до края проема (фото слева).

В течение ближайших двух лет внешность «Калины» изменят. Основная причина – новые требования ЕЭК ООН по безопасности пешеходов. Передок машины станет с виду агрессивнее, а на деле – дружелюбнее к зазевавшимся на дороге. Вазовцы разработали дизайн и конструкцию, а испытания заказали у иностранных специалистов. Заодно обновят корму, а также интерьер.

Помимо материала, изменили форму уплотнителей проемов – двери плотнее закрываются и легче открываются. Соединение уплотнителей теперь склеивают для надежности.

ИНТЕРЬЕР

Уже этой весной выпустят первую партию «калин» с кондиционерами. На ВАЗе абсолютно обоснованно решили не изобретать велосипед, а обратиться к одной из самых компетентных в этой области фирм – «Панасоник». Установка действует как полуавтоматический климат-контроль: водитель задает желаемые градусы, датчик в салоне отслеживает температуру и передает информацию блоку управления, командующему воздушными заслонками в исполнительном агрегате. Кстати, чтобы уменьшить нагрев салона, на «калины» теперь устанавливают стекла с лучшей термоизоляцией. Приятная новость и для любителей музыки – вот-вот появится штатная аудиосистема. Поставщика пока не называют.

Отопитель снабдили защитным экраном из вспененного полиуретана (показан стрелкой). Кроме того, увеличили дренажное отверстие, расположенное в арке правого колеса.

Устранили многие мелкие огрехи. На направляющей пепельницы появился фиксатор, не дающий ей самопроизвольно открываться, например, от тряски на плохой дороге. Изменив форму крышки вещевого ящика, уменьшили зазор между ней и панелью приборов. Доработали подушку заднего сиденья, сделав жестче основание – теперь края не прогибаются под нагрузкой. Кстати, в угоду новым правилам ЕЭК ООН по удержанию груза в багажнике усилили и точки крепления спинки к кузову. Конструкция удерживает поклажу массой 40 кг при фронтальном ударе со скорости 50 км/ч.

На спинках задних сидений появились держатели для замков ремней безопасности, а на подушках – вырезы под них. Теперь можно разложить сиденья, не рискуя повредить пальцы.

С прошлого года устанавливают две фронтальные подушки. А вот задних подголовников пока не удостоены даже люксовые версии. Но и они скоро появятся, причем для всех седоков – испытания подголовников L-образной формы, не мешающих заднему обзору, близки к завершению.

Два варианта рулей – для недорогих комплектаций (сверху) и с более массивной ступицей под подушку безопасности.

ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИИ

В 2006 году «Калина» получила второй двигатель – 1,4-литровый (обозначение ВАЗ-11194) с облегченной шатунно-поршневой группой. Одна из интересных особенностей – импортный ремень фирмы «Гейтс» с автоматическим натяжителем в приводе газораспределения. Ремень не требует замены и обслуживания на протяжении 200 тыс. км (ЗР, 2007, № 11). Модернизировать другой агрегат – 1,6-литровый ВАЗ-21114, с которым «Калину» выпускали, заставили экологи. Для выполнения норм Евро III мотору скорректировали программу, установили датчик неровной дороги и второй лямбда-зонд в выпускной системе, а также нейтрализатор с большим содержанием драгоценных металлов. Кстати, на первых «калинах» стоял оригинальный выпуск с диаметром труб 45 мм. Потом перешли на детали от ВАЗ-2110 (43 мм). Но с началом производства машин, удовлетворяющих Евро III, «калинам» вернули собственную систему выпуска, чьи компоненты изготовлены из коррозионностойкой стали.

Ради безопасности заменили панель управления на дверях – модернизированный вариант (слева) исключает случайный подъем стекла. Чтобы закрыть окно, приходилось нажимать на кнопку, теперь нужно потянуть клавишу вверх. Появились задние стеклоподъемники и их б

В конце 2009 года на смену нынешнему 1,6-литровому двигателю придет новый восьмиклапанный агрегат ВАЗ-21116 того же объема, но с облегченной шатунно-поршневой группой и электронной педалью газа. Мощность и момент выше (предварительно 65 кВт при 5600 об/мин и 136 Н.м при 3500 об/мин), аппетит скромнее.

Две пружины передней подвески – отечественная конусная (сверху) и импортная бочкообразная. Скорее всего, зарубежная деталь потеснит российскую, ведь стойка с ней легче более чем на килограмм.

Сейчас со всеми моторами стыкуют коробку передач с главной парой 3,7. Для 1,4-литрового двигателя планируют изменить передаточное отношение на 3,9. Испытания показали, что в таком варианте динамика улучшается, а максимальная скорость и экономичность практически не страдают. Правда, такие изменения коснутся пока только экспортных «калин». На базе нынешней коробки разработана роботизированная трансмиссия. Но о серийном производстве пока говорить рано.

Пластиковый топливный бак (слева) скоро вытеснит нынешний из алюминированной стали. Емкость из пятислойной пластмассы не только на 4 кг легче, но и дешевле.

Одна из основных задач конструкторов – победить вибрации. Первый шаг сделали еще пару лет назад, заменив материал опор двигателя (ЗР, 2005, № 10). Тогда же, чтобы снизить дребезжание на рычаге коробки, изменили конструкцию шарнира в механизме выбора передач. Совсем скоро появится дополнительный динамический виброгаситель немецкой фирмы «Воко» (Woco).

Изначально горловину бензобака закрывала канадская крышка с клапаном и рекомендациями на английском. Ее заменили аналогичной по конструкции российской, ограничившись напоминанием на лючке.

ШАССИ

На сегодняшние «калины» устанавливают два варианта передних стоек. По характеристикам они одинаковы, отличаются лишь формой пружин. Конусную поставляет предприятие «Автоагрегат» (из Кинешмы), бочкообразную – немецкая фирма «Мубеа» (Mubea). Зарубежное изделие легче, поэтому не исключено, что оно вытеснит с конвейера отечественное. Еще на тест-драйве предсерийных «калин» обещали, что на автомобиле появится «короткая» рейка, которая уменьшит число оборотов руля с 4 до 3,1. Возможно, продвижение нового рулевого механизма в серию ускорит выход на рынок «заряженной» модификации хэтчбека (см. плашку). С такой рейкой смогут ужиться только редукторные усилители – махачкалинский и корейской фирмы «Мондо». С прибором калужского предприятия «Автоэлектроника» руль будет туговат.

Крышка масляной горловины с резьбой (фото слева) избавила двигатели «Калины» от постоянных течей. Иное изменение под капотом: для более мягкой и четкой работы педали акселератора спрямили путь, по которому проложен тросик.

Около полугода назад на «Калине» прописалась ABS. Как и в ситуации с кондиционером, завод обратился к иностранным партнерам – немецкой фирме «Бош», чьи системы работают на большинстве европейских моделей. Для установки ABS доработали поворотные кулаки, чтобы установить датчики скорости, на приводах колес появились зубчатые роторы, исчез регулятор тормозных сил, изменили электропроводку, тормозные трубки. Уменьшился путь до остановки, показатели стали стабильнее. По результатам заводских замеров машина с ABS останавливается со 100 км/ч через 47 м. Лучшая из «калин» без этой системы, побывавшая на наших тестах, уложилась в 49,7 м, а худшая – в 58.

Служба «Калины» в редакционном парке подходит к концу. Но совсем прощаться с моделью мы, конечно, не собираемся – планируем, что ее место займет модернизированная машина. Тогда и оценим всерьез все изменения.

ПРАВО НА ВЫБОР

В ноябре 2004-го с конвейера стали сходить «калины» в комплектации «норма» с кузовом седан (ВАЗ-1118) и восьмиклапанным двигателем 1,6 л (подробнее о вариантах исполнения – ЗР, 2007, № 11; 2008, № 2). Выбора у покупателей не было до начала 2007-го, когда появились две новые версии – упрошенная «стандарт» и более дорогая «норма с элементами люкс», которую чуть позже сменила люксовая модификация. Кроме того, в свет вышли «калины» с кузовами хэтчбек (ВАЗ-1119) и универсал (ВАЗ-1117), появился новый 1,4-литровый двигатель ВАЗ-11194. В ближайших планах дополнить нынешние комплектации кондиционером и аудиосистемой, освоить 18 исполнений салона, а также удешевить версию «стандарт» – применить более простой механизм регулировки передних кресел и неразрезную спинку заднего сиденья, убрать освещение багажника. К середине лета должен появиться «заряженный» хэтчбек с двигателем ВАЗ-21126 от «Приоры», иными настройками подвески и рулевого управления. Внешние отличия – оригинальные фары, бамперы, решетка, 15-дюймовые колеса; внутри – спортивные сиденья и руль, блестящие накладки на педали.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о LADA Kalina (8)

— Средний автомобиль, подумайте перед покупкой.
LADA Kalina  2011
/ срок владения: более 5 лет
Достоинства:
Большой дорожный просвет, всеядная подвеска. Откатала со мной 128ткм, за 10 лет)))
Недостатки:
Не могу сказать, что очень ломучая, но новые запчасти не выдерживают и 1/3 того ресурса, который выдержали заводские элементы.
Комментарий:
Машина была в моих руках с января 2011г по май 2021г, за это время проехала 128 ткм. Было заменено или отремонтировано не по регламенту (т.е. сломалось неожиданно) - Родное литье очень мягкое и гнется варили один диск; - РХХ (регулятор холостого хода) не смогу посчитать сколько я их поменял после родного который отслужил почти 6 лет, новых мне хватало от недели до 1,5 лет (всегда с собой был новый про запас); - ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) тут чуть лучше за 10 лет поменял штуки три, опять же родная деталь отходила около 6 лет. - Катушки зажигания индивидуальные (родные производства г. Новосибирск) во 2 и 4 цилиндрах остались родные, а в 1 и 3 были замены, в общем около 8 шт. нарывался на откровенную подделку БОШа. Чтобы избежать проблем с катушками зажигания нужно следить за зазором свечей зажигания, я для себя установил регламент замены свечей с заменой масла раз в 8-10 ткм; - термостат, замена 1 раз, но поломка была очень внезапная зима -28гр., а я греюсь до 100 гр. пришлось глушить а/м; - задние ступичные подшипники загудели в 16 ткм, запчасти после самостоятельной замены доездили до 128 ткм; - первые 4 года проблем не было, а за оставшиеся 6 лет, так и не смог победить завоздушивание системы охлаждения (из дефлекторов воздух холодный на хх, или еле теплый при оборотах от 2000 и выше, пока машина не прогреется 95-100 гр. и воздух не выскочит по большому кругу в р.бачек, но зимой этого можно и не дождаться) замена пробок р.бачка не помогала; - Самый большой секс состоялся на пробеге примерно108ткм при самостоятельной замене радиатора отопителя салона, до этого катался года два с легким запахом антифриза (при замене я проклял тех людей которые это придумали); - Генератор делал мне мозг последние года 1,5 (в родном были заменены щеточный узел на пробегах 65ткм, а 118ткм дополнительно и контактные кольца - результат "0" напряжение 13,7 В на горячую и под нагрузкой 12,9 В), заменил новым на 125ткм, результат "0", видимо где-то в другом месте проблема; - Родного АКБ хватило на 3,5 года; - Развалился обводной ролик привода ГРМ два раза, первый при пробеге 92 ткм (причем в 75ткм была регламентная замена комплекта ГРМ Gates с помпой ТЗА заказана с завода), второй при 126 ткм (тут я не готов сказать производителя, что там они поставили при ремонте не знаю, помпу тоже приговорили); - на 92 ткм. были заменены поршня на "безвтык", клапана и колпачки. - с пробега в 95 заметил жор масла, начал иногда постукивать один гидрик, когда уровень масла уходил к отметке min. (я думаю это сказался ремонт) - главное фиаско это кузов. После 7 лет обычной эксплуатации, полезли жуки сначала чуть-чуть, потом больше и больше, короче после зимы 2021г пришлось продавать ласточку https://photos.app.goo.gl/ohqPj58K8iLTPjPA6; P.S. Как видите проблем было достаточно, что-то мог забыть))) Но в целом в морозы заводилась, в дороге далеко от дома не ломалась.
0