Зоопаркинг

Зоопаркинг

В СТИЛЕ БЭТМЕНА

Факт: излучая звуки частотой 50–60 тыс. герц, летучие мыши обнаруживают в темноте мельчайшие объекты, например натянутую проволоку толщиной всего 0,05 мм.

Компания «Ауди» может гордиться: ее фирменное обозначение ультразвукового парковочного радара – «Парктроник» – давно стало нарицательным для всех подобных устройств. Именно они на сегодняшний день получили самое широкое распространение. Решение, очевидно, позаимствовали у крыланов, ушанов и прочих летучих мышей. Само по себе оно достаточно простое – в задний бампер вмонтировано от двух до четырех ультразвуковых датчиков. Когда водитель включает реверс, система начинает «сканировать» пространство за автомобилем. Если сенсоры улавливают отразившийся от препятствия сигнал, в салоне раздается зуммер (у продвинутых моделей звук идет из динамиков штатной аудиосистемы). Некоторые модификации парктроника дают еще и визуальную информацию: цветные риски на небольшом дисплее обозначают степень опасности, а цифровое табло достаточно точно показывает расстояние до «контакта».

Восемь ультразвуковых датчиков (по четыре спереди и сзади) ощутимо облегчают парковку. Однако даже самая совершенная система может не заметить торчащий столбик или высокий бордюр.

Все чаще встречаются устройства, смотрящие не только назад, но и вперед. Конструктивно они отличаются лишь двумя или четырьмя «глазами» в переднем бампере, только работают постоянно. Конечно, систему можно отключить, но в толчее городских пробок ее подсказки добавляют уверенности, да и маневрировать при парковке гораздо легче.

Искажение – основной недостаток парковочной камеры. Линии на экране, обозначающие траекторию машины, исправляют ситуацию, но и такое решение – не идеально.

Кстати, автомобили, не имеющие встроенного помощника, можно оснастить самостоятельно; немало сервисных центров предлагают такую услугу. Соблазнившись, не обращайтесь в первый попавшийся сервис – криво установленный датчик может «смотреть» совсем не туда, куда нужно. Да и за дешевизной гнаться тоже не стоит: наши испытания показали, что парктроник с двумя «ушами» остротой слуха не отличается (ЗР, 2007, № 6).

Современные парковочные ассистенты не только транслируют картинку с камеры, но и рассчитывают оптимальную траекторию, выдавая рекомендации на приборный щиток.

В США очень популярен другой вариант использования ультразвука – гаражные ассистенты. Хозяин открывает ворота, и тут же включается датчик-излучатель, закрепленный на дальней стене бокса, который замеряет расстояние до бампера машины. Пользоваться им предельно просто: в зеркале заднего вида отражается обычный светофор. Правила те же, что и на перекрестке: «желтый» – замедляйся, «красный» – стой!

«А глаз, как у орла!» – это про «Ниссан-AVM». Вид со стороны и сверху, сложенный из четырех изображений, создает эффект компьютерной игры.

ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ

Факт: небольшая подвижность глаза совы компенсируется гибкостью шеи – угол обзора в горизонтальной плоскости доходит до 180°, а в вертикальной – до 270°. Кроме того, зрение пернатых хищников чувствительнее человеческого к свету в 4 раза.

То, что некоторые птицы могут посмотреть себе за спину, не оставило равнодушными автопроизводителей. Однако реализовать это удалось относительно недавно. Размер видеокамер не позволял устанавливать их на кузов машины, да и изображение они давали не самое четкое. Но теперь возможность воочию увидеть, что творится за спиной, многим доступна.

Полуавтоматический помощник с помощью боковых датчиков находит свободное место. А вот заруливать в тесное пространство придется все же водителю.

Сейчас оснастить камерой, как и парктроником, можно любой автомобиль. Правда, придется покупать еще монитор (или ресивер с большим экраном). Встроенные штатные системы гораздо практичнее. Как правило, интегрированный в «торпедо» дисплей показывает картинку с миниатюрного глазка, спрятанного на корме. Но миниатюрные размеры камеры сыграли злую шутку – сферическая линза слишком сильно искажает изображение. Сориентироваться помогают цветные линии, обозначающие траекторию движения. Причем компьютер «рисует» их в режиме реального времени, в зависимости от положения руля (для этого на колонку устанавливают специальный датчик).

Наиболее совершенные устройства не только рассчитывают траекторию движения, но и самостоятельно крутят руль. Главная проблема водителя – пересилить собственный страх и не хвататься за «баранку», чтобы не мешать автоматике.

Одинокая камера на заднем бампере не может соревноваться с глазами пернатых. Изменить ситуацию попытались инженеры компании «Ниссан», создав устройство AVM (around view monitor – монитор кругового обзора). Четыре камеры с высоким разрешением осматривают пространство вокруг машины. Полученные данные попадают в компьютер, который объединяет их и выдает на экран картинку, словно снятую с высоты… нет, не птичьего полета, а нескольких метров над землей. Пока устройство числят экспериментальным, но японцы всерьез рассчитывают запустить его в серийное производство в ближайшее время.

Другое свойство совиного зрения используют специалисты БМВ – на некоторых автомобилях этой марки появились камеры ночного видения. Совсем не бесполезно на темных дорогах и плохо освещенных стоянках.

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Факт: тело медузы лишено скелета и на 98% состоит из воды. Этим и объясняется ее желеобразная консистенция.

Работает автопилот! Пользоваться парковочным ассистентом на БМВ не так страшно – ведь в машине находиться не обязательно.

Что произойдет, если положить медузу на неровную поверхность? Она равномерно заполнит собой все впадинки. Подобным образом ведут себя и… некоторые автомобили. Вы медленно едете вдоль ряда припаркованных машин. В это время автоматика с помощью боковых ультразвуковых датчиков ищет просвет между ними. Как только она определяет, что места для нее достаточно, звучит зуммер: сюда можно причалить. Подобные устройства создали, в частности, компании «Бош» и «Хелла». Автоматика не только найдет свободное место и укажет оптимальную траекторию маневра, но и повернет руль на нужный угол – водителю останется лишь давить на педали.

До недавнего времени такие ассистенты встречались лишь на концепт-карах, например «Ситроен-С3 Сити Парк». Однако сейчас уже и некоторые серийные автомобили могут похвастать парковочной автоматикой. Например, в списке опций «Фольксвагена-Туран» есть PSA (parking steering assistant – помощник руления при парковке). Первое нажатие на кнопку с символом PSA включает по два ультразвуковых датчика с каждой стороны в режим поиска свободного места (скорость не должна превышать 30 км/ч). Чтобы припарковаться в один заход, необходим промежуток на 1,4 м длиннее автомобиля. Если все условия выполнены, на приборной панели загорается символ: можно останавливаться. Следующее действие – отпустить руль и педали (если машина с автоматом). И последнее – вовремя затормозить. В этом поможет миниатюрная видеокамера на заднем бампере.

Еще дальше пошли специалисты БМВ, которые продемонстрировали перспективный RPA (remote park assist – дистанционный парковочный ассистент). Автомобилю с таким устройством при парковке вовсе не будет нужен… водитель! Можно выйти из машины, нажать кнопку на брелоке – и она самостоятельно заедет в гараж. Правда, сперва придется заложить «маршрут» в память, то есть один раз заехать самостоятельно. Для корректировки отклонений RPA использует камеру, ориентирующуюся по отражателю на дальней стене гаража. Пока такой помощник – всего лишь прототип. Но прогресс не стоит на месте; возможно, через несколько лет уже многие машины получат подобные устройства.

HOMO SAPIENS

Развитие систем, помогающих водителю парковаться, идет очень стремительно. Похоже, в ближайшем будущем распространение получат полуавтоматические и полностью автоматические устройства. Однако, полагаясь на электронику, всегда следует помнить: человека отличает от иной фауны эпитет «разумный», а компьютер – лишь вспомогательное средство. Не осознавшие этого, могут потерять высокое звание «sapiens» и занять место не на парковке, а в зоопарке.

ИСТОРИЯ ПОДГЛЯДЫВАНИЯ

Первые парковочные устройства ныне кажутся музейными экспонатами. Например, чтобы лучше чувствовать габариты машины, вплоть до 1950-х на бампер устанавливали штырь из светоотражающего материала, а позже в него стали вставлять маленькую лампочку. Делали это, правда, в основном на грузовиках. Другую конструкцию часто использовали для микроавтобусов – на заднее стекло наклеивали пластиковую линзу, которая расширяла угол зрения. Была и альтернатива: сферическое зеркало на длинной ножке (как глаз улитки), закрепленное на крышке багажного отсека, позволяло водителю буквально заглянуть под задний бампер. С развитием электронных помощников эти приспособления утратили популярность и теперь встречаются редко.

Подпишитесь на «За рулем» в