КОАП минус ГАИ

КОАП минус ГАИ

В качестве показательного мнения мы взяли соображения майора милиции Александра Петрова, который больше десяти лет проработал "на земле", то есть на дороге. Вместе с ним на патрульном "Форде" выезжаем на столичные трассы.

Взгляд изнутри

- Чтобы объективно оценить новый КоАП, неплохо было бы взглянуть на аналогичные законодательства других стран, - неожиданно заявил майор, выворачивая на Садовое кольцо. - А так... Разве что знаю, что штрафы на Западе куда выше наших. Как же сравнивать? Только кажется мне, что и здесь мы Европе не "конкуренты"...

Тем временем - час "пик". Водители пока ведут себя смирно. Ясно: патруль... А что тут будет, когда "менты" уедут?

- Полгода его изучали, - продолжает Александр. - Столько отвело нам руководство. Кто захотел - проштудировал, научился правильно составлять протоколы, кто не захотел... на его совести. Но уже с первого дня возникли проблемы: некоторые статьи на практике трудно применить. Бумажной возни прибавилось... А главное-то - кодекс приняли, а постановлениями и актами не подкрепили! Забыли, что ли?

По всем статьям

Прямо перед нами рычит свеженький "Ауди", почему-то без номеров. Раньше, наверное, его "тормозили" на каждом углу - а теперь, смотри ж, едет спокойно, и никто его не трогает...

- По статье 12.2, - оживился майор, - установлено наказание за управление автомобилем без номерных знаков - 50 рублей. При этом задерживать машину, как это было раньше, теперь нельзя. То есть человек может и дальше раскатывать себе без номеров, коллекционируя протоколы, потому что контролировать, заплатил он штраф или нет, мы тоже не можем.

"Аудишник" резко "газанул" и ушел с перекрестка. При этом явно превысив скорость.

- Кстати, про штрафы. - продолжает Александр. - Некоторые суммы попросту вызывают смех. А нарушения - грубейшие! Вот статья 12.5: за езду на транспортном средстве с неисправностью, при которой его эксплуатация вообще запрещена, водитель "ответит" 50 рублями. А если у него на полном ходу шаровая выскочит? Он же не только сам... а еще и кучу народа угробит!

...И снова нас обгоняет автомобиль без номеров - новая "пятерка" BMW. Петров включает "мигалку" и требует остановиться. Хозяин совершенно спокойно достает документы: ПТС, справка-счет из магазина, права... Вроде бы все в порядке, за исключением того, что по закону авто нужно поставить на учет в течение 5 дней, а тут уже третий месяц пошел... А наш Петров его отпускает! Пожурив и порекомендовав (!) побыстрее зарегистрировать машину.

- Эксплуатацию ее никто запретить не может, - объясняет он мне. -Поскольку нет талона о прохождении ТО, теоретически я могу снять номера. Какие? Транзитные, просроченные! Да пожалуйста, забирайте! Это вообще уже не документ. И за такое "безобразие" в новом КоАПе предусмотрено наказание: предупреждение или 50 рублей. Вот я его и предупредил. Между прочим, ему, владельцу 200-сильного BMW, это намного выгоднее, чем платить всякие налоги, проходить ТО... В старом-то кодексе что было: если автомобиль зарегистрирован, но по каким-либо причинам водитель не вешает номера, машину можно было задержать и поставить на стоянку "до устранения причин"!!

Но это, оказывается, не самая страшная "прореха" в Кодексе.

- Вот смотри, статья 12.2 "Управление т/с с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков". В третьей части сказано, что за установку ЗАВЕДОМО подложных номеров грозит штраф 5-10 МРОТ. Но ведь если человек повесил на свою машину чужие номера, значит он пытался скрыть какое-то противозаконное деяние, так? А ему штраф! А чем отличается от подделки документов, что суть уголовщина?

- То же и со спецсигналами (статья 12.4 КоАП). Купи себе "мигалку", раскрась машину под "оперативку" и езди - пугай народ. А остановят - ну что же, заплатишь 500 рублей. И не факт, что эту "мигалку" отберут или хотя бы заставят перекрашивать машину. Даже если инспектор по наивности примет решение об изъятии, он не сможет этого сделать: соответствующего постановления-то нету! По закону лишать человека имущества может только суд. А в суде ты заявишь, что все устройства уже снял и выкинул...

На скорости

Кудринская площадь. Наряд ДПС "обрабатывает" лихачей, что норовят разогнаться до сотни (разрешенная скорость здесь - до 60 км/ч).

- О превышении скорости (ст. 12.9) - одна из самых "скользких" статей, - вздыхает майор. - Нарушители редко спорят и соглашаются платить. Нетерпеливые сразу начинают совать "полтинник", другие ждут, пока инспектор заполнит все бесконечные графы протокола, с радостной мыслью - мол, заплачу когда-нибудь, если не забуду... Но когда дело доходит до лишения "прав" (это когда превышение - свыше 60 км), они начинают уповать на статью о презумпции невиновности и требовать доказательств. Вы видели когда-нибудь инспектора, вооруженного системой видео- или фоторегистрации нарушений? То-то. Любая попытка добиться через суд лишения "прав" обречена на провал.

- Вообще, с введением "любимой" водителями статьи о презумпции невиновности (5.1), каждый недотепа считает своим долгом поспорить с инспектором, а то и унизить. Мол, "ничего вы не докажете", - возмущается Петров (видимо, накипело!) - Вот тот же проезд на "красный" (ст. 12.12). Некоторые с пеной у рта спорят: мол, проехали на моргающий "зеленый" или "желтый". Что тут докажешь!! И штраф мизерный - 100 рублей. Плюнут и несутся прямо через перекресток!

Вас тут не стояло...

В районе Курского вокзала - пробка. Впрочем, как всегда: с тех пор, как вплотную к проезжей части построили торговый центр, автомобили заполонили все - не проедешь. Дежурный инспектор гоняет, но толку -чуть...

- Да сейчас ставь свою машину хоть поперек дороги, - горячится майор. - Максимум, что грозит - тот же полтинник (ст. 12.19). Эвакуировать нельзя: опять нет постановления. Убрать с дороги... Представляете себе инспекторов, которые толкают стоящее на "ручнике" авто с орущей сигнализацией?

Масса проблем и с пешеходными переходами. К ним у Александра особое внимание. Еще бы: ДТП здесь каждый день.

- Да-да. А вот в КоАПе о пешеходах вообще забыли. Машины едут по "зебрам", невзирая на людей - наказания-то никакого! На Западе за такое карают очень жестоко. Кстати, если вы заметили: наш кодекс полностью "прописан" под водителей. Видимо, депутаты давно пешком не передвигались...

Сухой остаток

Так что же, у нового кодекса нет никаких положительных качеств вовсе, одни недостатки? Н-да, "плюсы" слабоваты. По мнению майора Петрова, в Кодексе значительно упрощена работа по оформлению легких проступков. Только бланков нет - что-то никак не разработают. Что же до серьезных нарушений типа выезда на "встречку" - все усложнилось: нужна доказательная база. А техническое оснащение (даже столичной ГАИ!) пока не соответствует требованиям КоАПа...

Словом, "сырой" документ, очень сырой.

Слезы капали...

В 2002 аварий в России сильно прибыло - на 12%. Погибло 33 тысяч человек, более 215 тысяч получили травмы. Может, "заслуга" нового Кодекса?

Подпишитесь на «За рулем» в