Азбука универсальности
Салоники – второй по величине и значимости город Греции после Афин. Туристов привлекает дивными ландшафтами и теплыми водами Эгейского моря. Интересующимся готов рассказать о 23 веках насыщенной событиями истории, вехи которой хранят многочисленные памятники архитектуры. Кстати, отсюда родом братья Кирилл и Мефодий, создавшие в IX веке по приказу византийского императора Михаила III письменность для славян. И здесь же фирма «Субару» устроила презентацию нового «Форестера» – одного из родоначальников популярного ныне класса кроссоверов – универсальных автомобилей, удобных и на асфальте, и на нетяжелом бездорожье.
БУКВЫ И ЦИФРЫ
В 1997 году дебютировал первый «Форестер», спустя пять лет появилось второе поколение. Новая модель отличается от предшественников примерно настолько же, насколько современная кириллица от алфавита, предложенного греческими богословами. Буквы эволюционируют, изменяя со временем форму. Теперь и автомобилям освежают облик, как правило, сохраняя при этом черты предшественников. «Форестер» нельзя назвать изысканным с точки зрения дизайна. Безусловно, он стал современнее и привлекательнее, хотя, на мой взгляд, при этом немного растерял индивидуальность. Прежняя модель была более узнаваема – это ценили многие владельцы. Наверное, создатели «Форестера» посчитали: большинство покупателей думает иначе.
Внутри «Форестер» стал просторнее. Салон вытянулся на 205 мм (общая длина его – 2 м). Это почувствуют, в первую очередь, пассажиры второго ряда. Даже за рослым водителем достаточно места для ног. В сравнении с предшественником им добавили 110 мм. Но несмотря на «лишние» 45 мм по ширине, троим все-таки тесновато. Зато выходить удобно – задние двери распахиваются на угол 75°. Кроме того, их можно надежно зафиксировать в любом из трех промежуточных положений. Гостеприимство отметил – пойду вперед.
Не люблю ступенчатые регулировки спинок: хочется еще чуточку подвинуть, а не получается. Правда, потратив немного времени, все-таки нашел удобную посадку. Спасибо настройке сиденья по высоте да рулевой колонке, которая теперь регулируется не только по наклону, но и в продольном направлении. Еще бы спинку подлиннее – тогда не знал бы, к чему придраться.
Маневры на парковках – лучшая проверка обзорности. Высокая посадка и большое ветровое стекло помогают быстро почувствовать габариты. Передние стойки практически не перекрывают обзор, скорее мешают массивные зеркала. Но сдавать назад – удовольствие! И все же для уверенности поверну голову. Кстати, улучшили обзор и через стекло пятой двери – теперь за кормой не спрячется ребенок или предмет метровой высоты.
ОТ А ДО Я
В Греции можно найти все – от ровных автобанов до разбитых грунтовых. Давай, «Форестер», покажи свою универсальность!
Не хватит букв, чтобы описать качество российских дорог – Кирилл и Мефодий тут не помощники. В этом плане Греции до нас, конечно, далеко, хотя ямки и трещины разного калибра на здешнем асфальте встречаются там и сям. Поначалу пытаешься их объезжать, потом бросаешь это неблагодарное занятие – большинство неровностей подвеска «Форестера» сглатывает незаметно, и только часть из них легкой дрожью сотрясают салон.
Бензиновый двигатель объемом 2,0 л и автомат – неплохой набор для комфортной неспешной езды. Ни чувствительных рывков при переключениях, ни театральных пауз после нажатия на педаль, но прыть 150 «лошадей» явно сдерживают растянутые передачи 4-ступенчатой коробки. Пытаешься пришпорить «Форестер» на затяжном подъеме – мотор истерично взвывает, и силы его оставляют. В эту упряжку еще бы пару десятков скакунов… Кстати, с механической коробкой 2,0-литровый двигатель ведет себя веселее. В тех ситуациях, где на машине с автоматом я отказывался от перестроения или обгона, на «ручке» успеваю завершить маневр с запасом.
«Какое красивое место! Давай остановимся», – просыпается фотограф, и мы сворачиваем на грунтовку. Ради хорошего кадра приходилось замирать и вновь карабкаться по крутым холмам – тут все прощаешь неспешному, но тяговитому агрегату. Даже понижающая передача ни к чему – ее умело замещает гидротрансформатор. В подъем заползаешь буквально черепашьим шагом, а информативная педаль акселератора позволяет идеально дозировать тягу на грани пробуксовки колес. На «механике» такие фокусы не проходят… правда, пока не дернешь рычажок, включающий пониженный ряд. Теперь передаточное отношение выросло в полтора раза – холм не устоит.
А вот ходы подвесок невелики – в довольно безобидной ситуации «Форестер» поджал заднее колесо и остановился. Н-да, универсальность требует жертв – все-таки это не транспорт повышенной проходимости, а машина для активного отдыха. Правда, электроника быстро сориентировалась – перераспределила крутящий момент, отдав соответствующие команды гидравлической многодисковой муфте.
Поплутав немного по горам да долинам, «Форестер» съехал с асфальта на гравийный участок. Теперь я понимаю, что универсальность не так уж плоха – по грунтовке едешь почти так же, как по шоссе, разве что трясет чуть больше. Но это не повод сбрасывать скорость – с 215-миллиметровым дорожным просветом грех бояться неровностей, а эмблема на руле напоминает: это – «Субару»! Но пройти очередной поворот еще быстрее не позволила система стабилизации VDC – перестраховавшись, она затрещала тормозными механизмами, не пустив корму в занос. Пришлось нажать заветную кнопку и усыпить помощницу. Теперь VDC доверяет мне больше, но все-таки вмешивается в управление, хотя, надо признать, вполне своевременно и четко. Хорошо согласованную работу полного привода и подвески портит размытое рулевое управление и… автоматическая коробка. Даже в ручном режиме она подтыкает повышенную передачу в самый неподходящий момент, когда нужна спасительная тяга. Вывод однозначный: этому «Форестеру» явно не по душе экстремальная езда. Подозреваю, что у более мощных модификаций характеры иные.
Азбука – вещь практичная и универсальная. Зная ее, можно и статью написать, и про «Форестер» почитать. Кстати, вседорожник от «Субару» тоже для многого сгодится. Чтобы понять это, достаточно внимательно прочитать написанное выше или… выучить азбуку.
Subaru Forester поможет расширить ваши возможности, а заплатите за это относительно недорого.
И В ЛЕС, И ПО ДРОВА
Чтобы сделать «Форестер» более универсальным, инженеры «Субару» доработали подвеску, рулевое управление и трансмиссию. Впереди остался «Мак-Ферсон», но для лучшей устойчивости в поворотах расширили колею. Чтобы сделать руль понятнее, увеличили жесткость подвески, изменив конструкцию нижнего рычага и стабилизатора. Задние колеса тоже немного расставили – их подвесили на «двухрычажке» с увеличенными ходами и иной кинематикой. Кстати, дифференциал теперь крепят к подрамнику через втулки, которые гасят вибрации и шум. «Субару» осталась верна традициям – на «форестерах» момент делится по осям в соотношении 50:50. В случае пробуксовки передних или задних колес на автомобилях с механической трансмиссией оптимально распределить тягу помогает вискомуфта, а на версиях с автоматом – многодисковое сцепление, управляемое электроникой.
УСИЛЕНИЕ ОППОЗИЦИИ
Мотористам поставили задачу: повысить крутящий момент на низких и средних оборотах для более удобной характеристики, уменьшения расхода топлива и вредных выбросов. Поэтому 2-литровому оппозитному двигателю (EJ20) доработали головку блока и поверхность поршня, оптимизировав процесс сгорания смеси. Изменили канал охлаждения вокруг свечи, чтобы исключить детонацию. Также удлинили и сузили впускной трубопровод, а трубы выпускного сделали одинаковой длины. На наддувный 2,5-литровый мотор (EJ25) установили новый турбокомпрессор с иной конфигурацией рабочего и турбинного колес и модернизированный промежуточный охладитель воздуха, а для уменьшения противодавления в выпускной системе увеличили объем глушителей.