Светлый путь

Светлый путь

Керосиновые фонари, ацетиленовые горелки, равно как и простые электролампочки, остались в прошлом – нынче в ходу «галогены», «ксенон» и светодиоды.

ОПТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

В устройстве фары нет ничего сложного – для формирования направленного луча источник света помещают в фокус отражателя. Так получают дальний свет. Для ближнего достаточно исключить из работы нижнюю часть отражателя, установив под нитью экран. Рифленый рассеиватель завершает формирование световой картины – на дорогу ложится «европейский луч». Черная маска на торце колбы нужна для того, чтобы защитить глаза встречного водителя от ярко светящейся спирали.

Современные фары не только функциональны – они участвуют в формировании облика авто.

Долгое время прогресс сводился к увеличению яркости источника. Пропорционально росли требования к точности его установки – нарушение взаимного положения компонентов системы сводило на нет все усилия конструкторов. Чтобы исключить путаницу и отбить охоту заниматься любительским тюнингом, на каждом этапе использовали оригинальный цоколь. Правда, умельцев это не останавливало (и не останавливает до сих пор) – долго ли изготовить переходник. А куда при этом попадает нить накаливания – дело десятое!

Омыватель фар при обилии грязи не очень-то эффективен, но лучше, чем ничего.

Отражатель длительное время не трогали – технология производства препятствовала усложнению его формы. И лишь когда в серии наконец-то освоили высокоточное пластмассовое литье, появилось нынешнее поколение фар – со свободной поверхностью. Световой поток у них формируется множеством маленьких отражателей, собранных воедино. Сразу отпала нужда в рассеивателе – луч прекрасно укладывался в границы без дополнительных помощников. Его место занял защитный пластиковый колпак. Нововведения развязали руки дизайнерам – фары стали принимать поистине фантастические очертания.

Светодиодные фонари отличаются яркостью, красотой и завидной долговечностью.

Именно удивительная точность «конечного продукта» позволила в очередной раз увеличить яркость источника, использовав газоразрядные (ксеноновые) лампы. Ездить с ними стало еще безопаснее, однако установить их в неродные фары не удастся – помешают опять-таки разные цоколи (продающиеся на всех углах «фирменные» комплекты таковыми не являются). Причина проста – к официальному «ксенону» обязательно прилагаются автоматический корректор и омыватель фар. Впрочем, последний не помешает любой машине (см. ЗР, 2007, № 9). Все чаще встречаются фары, умеющие заглядывать за поворот.

Задние противотуманные фонари входят в базовую комплектацию всех современных машин.

Таким образом, признак современного автомобиля – фары со «свободной поверхностью отражателя» и соответствующими лампами накаливания. Хорошо, если в перечне опций встречается «ксенон» (хотя его установка выводит авто из разряда бюджетных). А вот биксенон (когда «суперъяркими» лампами снабжены фары не только ближнего, но и дальнего света) нам, скорее всего, не понадобится – при нынешней плотности движения столь ярким дальним светом пользоваться практически негде. Струйный омыватель фар в наших краях, похоже, приживаться будет с трудом – расход недешевой незамерзающей жидкости слишком велик, однако при российской грязи и лени браться за тряпку его обязательно надо включать в список допоборудования.

Противотуманные фары хороши лишь на загородных трассах – в городе они почти бесполезны.

ТУМАННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Зачем нужны противотуманные фары, ясно из названия. В хорошую погоду они бесполезны – их световой пучок рассчитан на освещение небольшого «пятачка» перед автомобилем и на скорости выше 40 км/ч безопасности не добавляет. Да и жизнь их обычно коротка – стекла страдают и от летящих из-под колес камней, и от контраста температур, когда, будучи включенными, принимают ледяной душ из лужи. Последнее обстоятельство, кстати, опровергает доводы любителей использовать «противотуманки» вместо ближнего света фар – в них-де лампочки подешевле. Но в снегопад или сильный туман, когда машина движется с черепашьей скоростью, эти фары позволяют четко контролировать границы дороги и не дают слепящих бликов на водяной пелене. Задние противотуманные фонари упомянем лишь для полноты картины – они включены в базовую комплектацию всех современных авто.

НОЧНОЙ ДОЗОР

Сдержаннее других в отношении светотехники оказалась «Тойота-Королла» – в начальной комплектации (494 тыс. руб.) покупателю достается только омыватель фар.

Лампы разных поколений различаются способом крепления – чтобы не создавать путаницы при замене.

Следующий уровень (603 тыс. руб.) дополнен «противотуманками», а последний (653 тыс. руб.), сверх того, – автоматом включения ближнего света. Ценность его, впрочем, невелика – манипулировать тумблером и без того надо нечасто. Ксенона, увы, нет ни за какие деньги. Строго фиксированных комплектаций придерживаются и продавцы «Ниссана-Кашкай». Правда, перечень тут побогаче – минимум (584 тыс. руб.) начинается с обязательных омывателя и датчика света. Следом добавляются противотуманные фары и лишь наверху ценовой лестницы (двухлитровые версии LE (750 тыс. руб.) и LE+ (1250 тыс. руб.), в том числе с полным приводом) предусмотрена установка заводского «ксенона».

Самодельные цоколь и жестяной экран – попытка приспособить «ксенон» к неродной фаре.

«Форд-Фокус» третьего поколения продолжил традицию двух предыдущих – опции к нему продают и оптом, и в розницу. Увы, на дешевый «Амбьент» (от 345 тыс. руб.) это не распространяется: в комплект входят лишь головные фары и набор классической светотехники. Версия «Комфорт» (от 395 тыс. руб.) призывает раскошелиться: за противотуманки просят 3900 руб., за омыватель фар – 5200. Пакет с биксеноном обходится в 29 800 руб., светодиодные фонари доводят его цену до 31 600 руб. А датчик света доступен только в исполнении «Гиа» (от 463 тыс. руб.) за смешные 800 руб. – расчет на то, что возьмут «до кучи».

Картина не слишком утешительная: хотите без опасения ездить ночью, в туман, снегопад и по грязи – приготовьтесь доплатить. Иначе придется рисковать или… сидеть дома!

Подпишитесь на «За рулем» в