На искусственном дыхании
SAAB 9-5 AERO 2.3L turbo
Изготовитель SAAB
Год выпуска 2000
В эксплуатации «За рулем» с декабря 2000
Пробег на момент отчета 119 500 км
Предыдущие публикации в журнале 2001, № 8; 2002, № 10; 2007, № 9
Когда-то этот дорогой СААБ считался весьма престижным, но с тех пор он потерял и в цене, и в представительности. Спрос на него на вторичном рынке невелик, поэтому мы решили оставить «старичка» в редакционном парке, рассчитывая на возможности техцентра ЗР – большинство операций по ремонту и обслуживанию нам вполне по силам. На 112-й тысяче провели большое ТО, устранив немало «блох» (ЗР, 2007, № 9), и надеялись забыть на год-другой о крупных вложениях в этот автомобиль. Не тут-то было!
Большинство индикаторов на штатном дисплее угасли: в загадочной мозаике с трудом угадывалось текущее время, а ведь есть и более важная информация – например, об уровне охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Мы приобрели подержанный маршрутный компьютер и сами установили его, благо замена отнимает от силы пять минут. Однако продавцы с опаской относятся к этому устройству, предупреждая о его ненадежности и давая лишь трехмесячную гарантию на бэушную запчасть (впрочем, и новые порой живут недолго). Мастерские по ремонту электроники такие устройства в ремонт не принимают. Вероятно, мы не из числа везунчиков – индикаторы на втором компьютере начали постепенно гаснуть уже через полгода.
Спустя 6 тыс. км пробега после замены цепи застучали гидрокомпенсаторы. Вскрыв клапанную крышку, мы увидели, что масло не поступает в головку цилиндров. Компенсаторы исправны. Виновника стука долго искать не пришлось. Сняв головку, на выходе масляного канала блока в небольшом углублении мы обнаружили спрессованный кусок грязи. Установили головку с новой прокладкой, и двигатель зашелестел как прежде.
Всего через тысячу километров – другая вводная, более сложная: загромыхала автоматическая коробка передач. Это уже третья неисправность агрегата. Если при работающем двигателе перевести селектор переключения передач в положение «Р», шумов нет, но в остальных режимах появляется грохот. За консультацией мы обратились в специализированный центр по ремонту «автоматов» при МАИ. Диагноз – износ упорного подшипника гидротрансформатора. Направление работы задано, теперь нужно снимать силовой агрегат в сборе, вынимать трансформатор и вскрывать его. Обзвонив десяток фирм, занимающихся ремонтом, мы обнаружили огромный разброс цен. Некоторые, не вникая в суть проблемы, сразу просят около 8 тыс. рублей с запчастями и объявляют срок ремонта: от двух до четырех дней. Из разговоров стало понятно, что не все «ремонтники» самостоятельно выполняют эту работу: многие из них – посредники, получающие свой процент за поставку узлов специализированным мастерским. Непосредственные исполнители просят от 3500 рублей. Мы остановились на фирме «Трансматик», где нам разрешили присутствовать при разборке агрегата.
Вскрытие трансформатора показало, что специалисты из «маевского» центра с диагнозом не ошиблись. Износился не только упорный подшипник – погнулись лопатки насосного и турбинного колес. Учитывая, что фланец насоса уже меняли, мастер предложил заменить насосное колесо в сборе. В итоге вместе с запчастями ремонт трансформатора обошелся в 7500 руб. Там же, в «Трансматике» мы приобрели сальники (передний и оба полуосевых). В специализированном центре покупать запчасти выгодно, так как марка автомобиля не имеет принципиального значения. Ведь аналогичные детали, как в нашем случае, могут применяться на СААБе, «Опеле», «Вольво». Например, передний сальник коробки обошелся нам в 200 рублей; его аналог из фирменного магазина тянет уже на 1200. Такая же пропорция и в отношении масляных фильтров автомата: 600 руб. к 4700.
На снятом двигателе обнаружили люфт валика насоса охлаждения. Не дожидаясь течи антифриза через дренажное отверстие (первый признак износа подшипника), насос решили заменить, к тому же его цена приятно удивила.
А порванная задняя опора силового агрегата обошлась куда дороже, хотя качество всех опор отвратительное, срок службы ничтожный. Перечень неисправностей получился большим, как и сумма затрат. И если бы все работы мы делали не в своем техцентре, а на сервисе, цена ремонта почти сравнялась бы с рыночной стоимостью автомобиля.