Ближе к зелени

Ближе к зелени

Волна борьбы за экологию нарастает с каждым днем. Конечно, многие из нынешних экспериментальных конструкций никогда не получат широкого распространения. Но есть такие, что уже сейчас начинают завоевывать рынки. Речь идет о гибридных автомобилях, оснащенных помимо двигателя внутреннего сгорания электромотором. На сегодняшний день из всех «борцов» за экологию именно у гибридов есть шансы стать массовыми представителями экомобилей.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

В нашей стране слово «зелень» ассоциируется не только с травой и листьями, но и с американской валютой. Кстати, именно в Америке уже сейчас все чаще выбирают машины с максимально чистым выхлопом. Учитывая это, фирма «Хонда» подготовила для заокеанского рынка версию седана «Сивик». В отличие от обычного автомобиля, на который устанавливают 1,8-литровый 140-сильный агрегат, «зеленая» модификация довольствуется скромным 95-сильным двигателем объемом 1,3 л. Зато в паре с ним передние колеса крутит еще и вспомогательный электромотор мощностью 15 кВт (около 20 «условных» лошадиных сил). Конечно, разница в тяге не могла не сказаться на характеристиках: максимальная скорость упала на 20 км/ч, разгон до «сотни» увеличился на 3,2 с. Ради чего стоит идти на столь явное ухудшение динамики?

Найти различия в облике обычного и гибридного «Сивика», которые продают на американском рынке, не удастся. Хорошо ли это? Ведь владелец передовой электрифицированной машины наверняка захочет выделиться из потока.

Выбросы СО2 у гибридного «Сивика» меньше, чем у обычного, почти на треть (точнее – на 29%), примерно на столько же упал расход топлива в смешанном цикле – 28%. Последний показатель особенно важен, учитывая растущие цены на бензин. Несложные расчеты показывают: при средней цене 95-го около 0,85 доллара за литр на каждых 100 км пробега удастся сэкономить около полутора доллара!

Электрическая составляющая «Хонды» – аккумуляторы в багажнике и небольшой мотор под капотом. Устройству дали собственное имя IMA (Integrated Motor Assist – интегрированный моторный помощник).

Но к этой бочке меда прилагается и ложка дегтя. В Штатах за обычный «Сивик» даже в самой дорогой комплектации придется выложить 19 900 долларов, тогда как «зеленая» версия в единственном варианте обойдется в 22 600. Для того чтобы «отбить» разницу в цене, придется проехать ни много ни мало – 180 000 км! Лишь после этого владелец ощутит материальные плюсы.

Как и в случае с «Хондой», по сути, лишь шильдик на корме да рисунок облицовки выдают принадлежность «Лексуса-RX400h» к «партии зеленых».

«ЕВРО» ПО-РУССКИ

На Западе, особенно за океаном, гибридные автомобили уже начали отвоевывать долю рынка, даже несмотря на высокую цену. В нашей стране они все еще в диковинку. Лишь компания «Тойота», точнее, люксовое подразделение «Лексус», продает в России новые гибриды – среди них кроссовер «Лексус-RX400h».

В салоне «четырехсотого» бросается в глаза левая шкала на панели приборов: место тахометра занял индикатор заряда батарей.

Допустим, у вас на руках чуть больше двух миллионов рублей, которые хотите потратить на покупку машины. За эти деньги можно выбрать «Лексус-RX350» в максимальной комплектации Luxury с бензиновым 276-сильным мотором (2 041 000 руб). За букву h в индексе придется добавить еще 64 000 руб. Получите оригинальную конструкцию: передние колеса вращает 211-сильный бензиновый мотор в паре с 123-киловаттным электрическим двигателем, а на задней оси трудится дополнительный электромотор мощностью 50 кВт. При небольших нагрузках автомобиль двигается лишь на электротяге (правда, для этого батареи должны быть полностью заряжены), а при энергичном ускорении в работу вступает бензиновый двигатель. Стоит остановиться на светофоре – он замолкает для достижения максимальной экономии топлива и уменьшения вредных выбросов (подробнее – ЗР, 2006, № 9).

Большой экран на центральной консоли в режиме он-лайн показывает, какой из трех моторов работает в данный момент.

Гибридная сущность не испортила динамические характеристики «Лексуса». Максимальная скорость у всех модификаций ограничена электроникой на отметке 200, а до сотни гибрид разгоняется даже на 0,2 с быстрее бензинового собрата. При этом в смешанном цикле «четырехсотый» расходует на 28% меньше бензина, а выброс СО2 на 27% меньше, чем у «триста пятидесятого» (не правда ли, показатели напоминают гибридный «Сивик»?). Однако выгоду считают не в процентах, а в долларах или в рублях. Вооружившись калькулятором, убедимся: дополнительные вложения в электрификацию приведут к реальной экономии лишь после пробега 98 500 тыс. км. Конечно, это гораздо раньше, чем если бы вы ездили на «Хонде». Однако плохие новости на этом, увы, не заканчиваются.

В тесноте, да не в обиде! Свободного места под капотом «Лексуса» нет, зато горючего требуется намного меньше.

Назвать обычный RX350 полноценным вседорожником, конечно, нельзя. Но он – яркий представитель модного ныне семейства «паркетников», по американской терминологии – SUV. Его полный привод позволяет без особых опасений съехать с шоссе на проселок или в снег. А вот RX400h не заслуживает даже звания кроссовера. Его и полноприводным-то можно назвать лишь с большой натяжкой: задний 50-киловаттный электромотор поможет разве что при выезде с заснеженной стоянки, но никак не в раскисшей колее.

С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ

Гибридные автомобили, конечно, экологически привлекательны, но еще очень далеки от совершенства, к тому же слишком дороги для массового потребителя. Настанет ли их час? Возможно, через несколько лет производители смогут снизить стоимость настолько, чтобы большинство покупателей сочли покупку оправданной. А может, к тому времени появится иная конструкция, не требующая за зеленый выхлоп столько «зеленых»?

Подпишитесь на «За рулем» в