Ближе к зелени
Волна борьбы за экологию нарастает с каждым днем. Конечно, многие из нынешних экспериментальных конструкций никогда не получат широкого распространения. Но есть такие, что уже сейчас начинают завоевывать рынки. Речь идет о гибридных автомобилях, оснащенных помимо двигателя внутреннего сгорания электромотором. На сегодняшний день из всех «борцов» за экологию именно у гибридов есть шансы стать массовыми представителями экомобилей.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
В нашей стране слово «зелень» ассоциируется не только с травой и листьями, но и с американской валютой. Кстати, именно в Америке уже сейчас все чаще выбирают машины с максимально чистым выхлопом. Учитывая это, фирма «Хонда» подготовила для заокеанского рынка версию седана «Сивик». В отличие от обычного автомобиля, на который устанавливают 1,8-литровый 140-сильный агрегат, «зеленая» модификация довольствуется скромным 95-сильным двигателем объемом 1,3 л. Зато в паре с ним передние колеса крутит еще и вспомогательный электромотор мощностью 15 кВт (около 20 «условных» лошадиных сил). Конечно, разница в тяге не могла не сказаться на характеристиках: максимальная скорость упала на 20 км/ч, разгон до «сотни» увеличился на 3,2 с. Ради чего стоит идти на столь явное ухудшение динамики?
Выбросы СО2 у гибридного «Сивика» меньше, чем у обычного, почти на треть (точнее – на 29%), примерно на столько же упал расход топлива в смешанном цикле – 28%. Последний показатель особенно важен, учитывая растущие цены на бензин. Несложные расчеты показывают: при средней цене 95-го около 0,85 доллара за литр на каждых 100 км пробега удастся сэкономить около полутора доллара!
Но к этой бочке меда прилагается и ложка дегтя. В Штатах за обычный «Сивик» даже в самой дорогой комплектации придется выложить 19 900 долларов, тогда как «зеленая» версия в единственном варианте обойдется в 22 600. Для того чтобы «отбить» разницу в цене, придется проехать ни много ни мало – 180 000 км! Лишь после этого владелец ощутит материальные плюсы.
«ЕВРО» ПО-РУССКИ
На Западе, особенно за океаном, гибридные автомобили уже начали отвоевывать долю рынка, даже несмотря на высокую цену. В нашей стране они все еще в диковинку. Лишь компания «Тойота», точнее, люксовое подразделение «Лексус», продает в России новые гибриды – среди них кроссовер «Лексус-RX400h».
Допустим, у вас на руках чуть больше двух миллионов рублей, которые хотите потратить на покупку машины. За эти деньги можно выбрать «Лексус-RX350» в максимальной комплектации Luxury с бензиновым 276-сильным мотором (2 041 000 руб). За букву h в индексе придется добавить еще 64 000 руб. Получите оригинальную конструкцию: передние колеса вращает 211-сильный бензиновый мотор в паре с 123-киловаттным электрическим двигателем, а на задней оси трудится дополнительный электромотор мощностью 50 кВт. При небольших нагрузках автомобиль двигается лишь на электротяге (правда, для этого батареи должны быть полностью заряжены), а при энергичном ускорении в работу вступает бензиновый двигатель. Стоит остановиться на светофоре – он замолкает для достижения максимальной экономии топлива и уменьшения вредных выбросов (подробнее – ЗР, 2006, № 9).
Гибридная сущность не испортила динамические характеристики «Лексуса». Максимальная скорость у всех модификаций ограничена электроникой на отметке 200, а до сотни гибрид разгоняется даже на 0,2 с быстрее бензинового собрата. При этом в смешанном цикле «четырехсотый» расходует на 28% меньше бензина, а выброс СО2 на 27% меньше, чем у «триста пятидесятого» (не правда ли, показатели напоминают гибридный «Сивик»?). Однако выгоду считают не в процентах, а в долларах или в рублях. Вооружившись калькулятором, убедимся: дополнительные вложения в электрификацию приведут к реальной экономии лишь после пробега 98 500 тыс. км. Конечно, это гораздо раньше, чем если бы вы ездили на «Хонде». Однако плохие новости на этом, увы, не заканчиваются.
Назвать обычный RX350 полноценным вседорожником, конечно, нельзя. Но он – яркий представитель модного ныне семейства «паркетников», по американской терминологии – SUV. Его полный привод позволяет без особых опасений съехать с шоссе на проселок или в снег. А вот RX400h не заслуживает даже звания кроссовера. Его и полноприводным-то можно назвать лишь с большой натяжкой: задний 50-киловаттный электромотор поможет разве что при выезде с заснеженной стоянки, но никак не в раскисшей колее.
С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ
Гибридные автомобили, конечно, экологически привлекательны, но еще очень далеки от совершенства, к тому же слишком дороги для массового потребителя. Настанет ли их час? Возможно, через несколько лет производители смогут снизить стоимость настолько, чтобы большинство покупателей сочли покупку оправданной. А может, к тому времени появится иная конструкция, не требующая за зеленый выхлоп столько «зеленых»?