Рожковые и накидные ключи
Инструментальный дефицит остался в прошлом. Именитых производителей слесарного оборудования серьезно потеснили конкуренты из Поднебесной. Сегодня для обустройства рабочего места механика необязательно покупать дорогой инструмент – можно сэкономить, практически не потеряв при этом в качестве. Но ассортимент у новичков пока не слишком широк, поэтому кое-что, возможно, придется докупать у маститых производителей.
Начнем с привычных рожковых ключей. Главное их преимущество – доступность и низкая цена. Недостатки более существенные. Так, при затяжке и отворачивании (особенно при больших моментах) велик риск повредить грани болта или гайки, а самому – получить травму.
Комбинированные ключи SNAP-ON с профилем Flank Drive дорогие. Набор 6-32 стоит более 30 тыс. руб. Но, например, при снятии карданного вала «классики» без такого ключа порой не обойтись. Все типовые ключи SNAP- ON длиннее аналогов на треть. Однако есть и укороченные, и еще более длинные.
Оригинальный профиль рожка у METRINCH. Ключи рассчитаны не только на метрические, но и на дюймовые гайки. К сожалению, при всей универсальности такой инструмент оказался не столь удобен, как казалось ранее, – в частности, из-за большого свободного хода, хотя качество изготовления хорошее.
На смену рожковым ключам пришли комбинированные: с одной стороны открытый зев, с другой – замкнутый контур, повернутый на 15 градусов относительно рукоятки ключа. Есть аналогичные модели с прямыми рукоятками, но чуть изогнутый ключ оказался самым удобным. Если ремонт машин – ваше регулярное занятие, рекомендуем приобрести полный набор ключей от 6 до 32 мм, поскольку на автомобилях попадается крепеж с непопулярными у нас размерами головок на 15, 16, 18, 21, 23 мм. А например, в японских авто много болтов и гаек на 12 и 14 мм.
Чей набор купить? Удачное соотношение цены и качества у King Tony, Jonnesway, Force, SATA. Цены наборов – 2500–3000 руб.
Усовершенствованный комбинированный ключ со встроенной трещоткой. На выбор – два варианта: с флажковым переключателем и без него. Для смены режима последний придется перевернуть. Такой ключ – прекрасный помощник при работе в ограниченном пространстве, где нет возможности то и дело его переставлять. Шаг трещотки тут, как правило, довольно мелкий. Обратная сторона удобства – ограничение максимального момента затяжки. Впрочем, многие фирмы дают на эти ключи гарантию без каких-либо оговорок. Самые ходовые размеры – от 8 до 22 мм. Китайцы и здесь преуспели: их ключи в среднем стоят 300–600 руб. против 1000–1800 за европейскую марку.
Накидной ключ всем хорош, но из-за своей неповоротливости частенько упирается в соседние детали. Не беда – его подменит накидной с поворотной головкой. Последняя поджата пружиной и не болтается на рукоятке. Таким ключом удобно отворачивать, к примеру, шкив насоса охлаждающей жидкости в плотно скомпонованном моторном отсеке. Основное преимущество ключей – возможность менять положение рукоятки относительно головки. Набор из шести ключей наиболее распространенных размеров от 8 до 19 мм стоит 1000 руб.
Автолюбители со стажем помнят вазовский набор инструмента с трубочкой 8х10 мм (двойной торцовый ключ). Сегодня инструмент этой серии не столь популярен из-за широкого распространения удлиненных головок. А вот его Г-образный вариант – удачное решение для гаек передних стоек, стремянок рессор.
Порой комбинированный ключ не столь удобен, и не всегда им можно «ухватиться» за гайку. При отворачивании гаек штоков амортизаторов, стоек стабилизаторов, болтов крепления тормозных механизмов и т.п. на помощь придет накидной ключ. При той же размерности он на четверть длиннее комбинированного, что позволяет приложить больший момент, а за счет изгиба концевой части и более толстой рукоятки держать его очень удобно. Качественный набор китайской фирмы 6–32 мм обойдется примерно в 1500 руб., европейской – в 3–4 раза дороже.
Для гаек тормозных трубок пригодится раскрываемый накидной ключ. С ним риск повредить гайку значительно ниже, но, к сожалению, не к каждой удастся им подлезть.