Когда трубы горят

Когда трубы горят

Итак, развалилась выпускная труба. Мастика возле повреждения дымится – не случился бы пожар! Запасной трубы, естественно, нет – кто же это с собой возит. До автомагазина километров тридцать… Как поступить?

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

Мнения читателей разделились. Самые смелые пишут: «Можно ехать дальше – на ходу газы сдувает холодным ветром, мастика не загорится. Вот если мотор молотит на месте, лучше его выключать. Миновать посты ДПС с хода – под сброс газа, чтобы не будить гаишников». Это гуманно: если потенциальная взятка заявляет о себе ревом на всю округу, отказ от нее подрывает здоровье патрульных. А насчет веселого ветра предостережем так: он «сдувает газы», но он же подает кислород к очагу огня! Хороший пожар не всяким ветром погасишь, так что огнетушитель лучше держать под рукой.

ПТИЧКУ ЖАЛКО!

Оторванная труба – это потеря «экологичности» машины и по шумам, и по токсичности выбросов. Но даже старые, либеральные нормы на выбросы часто не соблюдаются! Нам пишут: «С дыркой в выпускной трубе можно надышаться опасных газов, – но что мешает перенастроить карбюратор и зажигание?»

Напомним: до сервиса 30 км, поэтому с карбюраторной машиной можно ничего не делать – доедете и так. Но в задаче не указано, о каком авто речь. Для впрыскового с нейтрализатором и датчиком кислорода дыра в выпускной трубе, если она перед нейтрализатором, – беда! Содержание кислорода в отработавших газах велико – датчик это «засечет» и сообщит контроллеру. А тот решит, что смесь в цилиндрах бедна, и начнет ее обогащать, чтобы вернуть сигнал датчика в норму. При этом может получиться очень богатая смесь – она едва сгорает, расход топлива и содержание СО, СН в выхлопе запредельные, за кормой – черный дым. Но будем честны: в большинстве случаев и с этими неполадками свои 30 км вы проедете. Правда, потом может потребоваться замена нейтрализатора.

Некоторые отметили, что у исправного двигателя пламени на срезе выпускной трубы быть не должно. Отсюда советы «проверить зажигание, выставить пораньше». Но в том-то и штука, что не всякая впрысковая машина позволяет легко манипулировать зажиганием – а слишком богатая смесь горит медленней и догорает как раз в выпускной трубе. Разумеется, рекомендации «при помощи компьютера изменить настройки…» вызвали ироническую улыбку: многие ли возят с собой компьютер, чтобы однажды «поупражняться» с ним на обочине? Опять-таки – не каждая система впрыска легко допускает корректировку.

ЗАПИСКИ РЕАНИМАТОРА

Не всегда выпускную трубу удается залатать подручными средствами. Это зависит от того, как она развалилась, в каком месте и т.д. Если ремонт невозможен, придется ехать на остатках. Для этого случая многие советуют «припудрить» оплавленную мастику пылью, песком. Еще лучше – прикрыть металлическим экраном. Где его взять? «Да мало ли у нас мусора вдоль дорог! Пивных банок, консервных и так далее! Можно прикрепить такую «теплозащиту» к концу трубы проволокой».

Чтобы газы не обжигали мастику, каждый второй предлагает отогнуть оставшийся патрубок вниз (рис. 1). Иные советуют напялить на трубу пивную банку – и отгибать ее мягкий металл (рис. 2). Если позволяет характер поломки, используют банку и по-другому: надев на трубу, плотно обминают по месту и стягивают хомутами или хотя бы мягкой проволокой.

Были на сей счет и другие советы. «Если найдете за обочиной подходящий резиновый шланг, соедините им части трубы и плотно затяните хомутами либо проволокой» (рис. 3).

Изобретательный у нас народ: резина горюча – но на 30 верст ее, авось, хватит… А некоторые вспомнили о безопасной технологии, проверенной еще в советское время: «Нужно раздобыть стекло-ткань и обычный канцелярский клей («жидкое стекло»). Они негорючи. Пропитал ткань клеем, обмотал в несколько слоев место стыка, снаружи подкрепил проволокой – и можно мотор заводить».

Но где раздобыть материалы? Совет красив – но не для случая на обочине.

Вот похожий, но более реальный выход из положения: «Можно плотно обмотать стык бинтом из аптечки, пропитанным густым раствором глины, чернозема, мела в воде. Этот бандаж высохнет – и позволит ехать достаточно долго». (Некоторые даже описали, чем заменить воду, если ее поблизости нет!) Мы не проверяли. Но очень привлекает ремонтопригодность – у каждого должен быть бинт в аптечке, а грязь наш автомобилист всегда найдет!

ДОРОГАМИ ПРОГРЕССА

Наиболее простым и разумным для некоторых стал вызов эвакуатора, благо сотовой связью сегодня не удивишь и грудного младенца. Кстати, читатели напоминают, что владельцу авто с автоматом, перед тем как его буксировать, стоит заглянуть в инструкцию: ведь буксировка нередко оговорена рядом условий либо вообще запрещена. Другой вариант – вызвать «техничку». Правда, ожидание помощи со стороны требует резерва времени. А еще «…можно по старинке «голосовать» на обочине, держа в руке буксирный трос. Вокруг, как ни странно, еще не перевелись добрые люди, – если им с вами по пути, то дотянут!»

Итак, мы свели воедино основные предложения большинства участников конкурса. Одним из наиболее содержательных оказался ответ Владимира Гвоздякова. Он предложил целый ряд мер, описанных выше – как доехать, ничего не делая с машиной, как отогнуть трубу, что приготовить на случай тушения огня и т. д. Наконец, победитель напомнил о вариантах буксировки машины и т. д. Поздравляем Владимира с победой в этом туре!

Задача № 5

ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ?

Известно, что на легкосплавных колесах машина быстрей разгоняется и тормозит, меньше расходует топлива, ее выхлоп чище, а максимальная скорость больше. С ними эффективней амортизаторы, долговечней двигатель, трансмиссия, шины, подшипники, детали тормозов, подвески и управления. Автомобиль лучше управляется, устойчивей на неровной и скользкой дороге, вибрации шин слабей ощущаются на руле, мягче шумы в салоне, кузов служит дольше. Говорят, даже свет фар меньше слепит встречных водителей.

Приверженцы «легких» колес немало добавят к сказанному. Почему же в мире производят миллионы автомобилей на стальных колесах? Возможно, дело не только в цене?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июня 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Подпишитесь на «За рулем» в