Кристиан Стрефф, президент совета директоров ПСА «Пежо-Ситроен»: Построим полноценный российский завод
Кристиан Стрефф (Christian Streiff). Родился в 1954 году во Франции, окончил Высшую школу горнодобывающей индустрии в Париже, работал на руководящих должностях в промышленности. С 2006 года – советник президента совета директоров ПСА «Пежо-Ситроен», а с февраля 2007-го – президент совета директоров.
– Какого цвета ваше сердце – синее или красное?
– И красное и синее, но ни в коем случае не фиолетовое, что получается при смешении этих цветов. Замечу, не только сердце, но и две половинки мозга у меня окрашены в цвета марок, входящих в концерн. При этом синяя часть («Пежо») имеет свой стиль – автомобили, заметно отличные от других, со своими особенностями. То же справедливо и для красной, ситроеновской, части. За ними мощная индустрия с общими инжинирингом и производственными мощностями, работающими с максимальной отдачей. Синяя и красная части взаимно дополняют друг друга.
Можно сказать так: все, чего не видит клиент, мы делаем вместе, а все, что видит, делается раздельно, но перед ним в итоге предстают два совершенно разных автомобиля, два разных мира. Пока такое не удается больше ни одному из известных автопроизводителей.
– Знаете, а у меня тоже многоцветное сердце.
– Тоже синее и красное, как на схеме кровообращения, как когда-то рисовали в школе?
– Нет, я о другом – о нашем журнале, который выходит тиражом 600 тысяч в России и по 40 тысяч в Казахстане и Украине. Что касается автомобилей – недавно редакция «За рулем» купила первую «Шкоду», сделанную в Калуге, и протестировала ее в сравнении с одноклассниками. Мы бы очень хотели приобрести и первый автомобиль вашего завода, сработанный в этом городе, который станет одним из центров автомобильного производства в России. Это будет «Ситроен» или «Пежо», и что за модель – новая или хорошо нам знакомая?
– Сейчас мы формируем производственную программу будущего предприятия и сможем прояснить ситуацию к середине года. Надеюсь также, что в 2011 году первые машины выйдут из ворот завода.
– В интервью нашему журналу руководитель холдинга «Русские машины», куда входит «Группа ГАЗ», сказал: если иностранцы не создают у нас производство с полным циклом, то пора прекратить отверточную сборку. Государство, считает он, не должно ее поощрять.
– Мы придерживаемся такого же мнения, поэтому строим полноценный российский завод: если вкладываем, то уж вкладываем по-настоящему. В России хотим ощущать себя русскими.
– С калужским «Фольксвагеном» не намечается кооперации? Может, совместно возьметесь строить дороги или что-то еще?
– Контакты есть, но кооперация пока не предусматривается. Если говорить о производстве, то мы сотрудничаем с семью компаниями. Это рекордная цифра в автомобильном бизнесе, но в их числе «Фольксвагена» нет. И в плане кооперации в России мы не предполагаем расширять уже имеющиеся контакты.
– По вашему мнению, на каком языке будут со временем говорить дети в Калуге – немецком, русском, французском?
– Думаю, что дети от франко-русских браков будут говорить и по-французски, и по-русски одновременно. Такую картину мы наблюдаем в Китае, где у нас развернуто совместное производство. Там французские дети говорят и по-китайски. А этот язык сложнее, чем русский. Принцип ПСА – погружение в местную культуру. Сейчас в Калуге влияние Германии заметнее, но потом будет расти и французское – при том, что Калуга была и останется русским городом.
– Насколько сложно продавать массовые автомобили, выпускаемые в зоне евро, учитывая его нынешний курс?
– Нужно быть весьма конкурентоспособным, особенно если продукция оценивается в этой валюте. Но группа «Пежо-Ситроен» как раз очень конкурентоспособная, а чтобы добиться еще лучших результатов, нужно стать российским производителем.
– Вы, наверное, уже прорабатываете некоторые вопросы со своими будущими поставщиками?
– Есть ряд компаний, с которыми мы контактировали, но пока рано называть их. Сначала надо самим определиться с тем, что будем изготавливать, а потом уже подбирать поставщиков.
– «Фольксваген» намерен открыть в Калуге свое учебное заведение, чтобы готовить инженеров.
– Именно так всегда поступаем и мы. В Словакии, например, на заводе в Трнаве учебный центр готовит специалистов разного уровня и профиля. За успехи в организации обучения персонала словацкое правительство удостоило нас премии. Обучение – это неотъемлемая часть подобных проектов, в том числе и в Калуге. Я внимательно слежу за всеми расходами группы «Пежо-Ситроен», но на обучение мы денег не жалеем. Глубоко убежден: повышение квалификации персонала должно идти постоянно, а это требует вложений. Для современного предприятия обучение сравнимо с дыханием. Чтобы жить, нужно дышать и дышать постоянно.
– Глава «Автофрамоса» сообщил нам, что вернул вложенные в производство деньги за два года. Какой срок даете вы?
– Наш бизнес-план еще не составлен. Думаю, с момента запуска предприятия потребуется несколько больше времени, чем два года.
– Мой последний вопрос из области спорта. Несколько лет назад «Пежо» покинул чемпионат мира по ралли, а так хотелось бы видеть эту команду.
– Когда управляешь сразу двумя марками – «Пежо» и «Ситроен» – нельзя обеим предлагать одни и те же пути развития. Поставив одинаковую задачу, половину средств потратишь впустую. Двух лидеров одновременно быть не может. В гонках лавры достаются кому-то одному. Другое дело – участие в разных автоспортивных дисциплинах. «Ситроен» под управлением Себастьена Лоэба четыре раза становился чемпионом мира, при этом «Пежо» свободен от ралли. У него другая задача – выиграть «Ле-Ман». Соответственно, «Ситроен» не задействован в этой гонке.
– Себастьен Лоэб – замечательный спортсмен. В прошлом году он принимал участие в «Гонке звезд «За рулем». Спасибо вам за содействие.