Совет ветеранов
Большинство покупателей полагают, что дешевое авто должно передвигаться самостоятельно и стоить не больше 125 тысяч рублей. В эти рамки укладываются изделия отечественного автопрома 5–10-летнего возраста и модели иностранного производства не старше 20 лет от роду. За эти деньги можно купить классические модели «Жигулей», «ИЖ-Оду», «Волгу», «Оку», переднеприводные модели ВАЗа и немало изделий иностранных производителей, начиная с популярных в России «корейцев» («Нексия», «Матиз», «Акцент») и заканчивая «элитой» этого сектора рынка – европейскими авто, преимущественно германского происхождения («Ауди-80», «Фольксваген-Пассат», «Мерседес-Бенц» Е-класса и т.д.). При равенстве цен возраст прямо пропорционален престижу марки – чем круче статус, тем старше авто, включая порой и откровенный хлам. Подтверждение – в нашей таблице.
Попадаются и довольно свежие экземпляры, но, как правило, это автомобили с правым рулем, творения литовских умельцев, собранные из автокомплектов со свалок Европы, или машины, которые «ищут с собаками» правоохранительные органы разных стран.
ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР
Официальные дилеры не жалуют авто почтенного возраста: с древними экземплярами полно хлопот, много на них не заработаешь, да и не к лицу солидной фирме копаться в старье. Покупка и последующая продажа дешевых автомобилей для автосалонов скорее рекламная услуга, чем способ обогащения, поэтому рассчитывать на большой выбор интересующих нас авто не приходится.
Цены на «дилерские» автомобили выше рыночных на 10–20% – это плата за сэкономленное время и гарантии юридической чистоты авто (все машины проходят криминалистическую и юридическую экспертизы). А вот акт осмотра такого автомобиля и тем более перечень выявленных дефектов вы, скорее всего, не увидите, однако самым настойчивым продавец все же позволит осмотреть машину в собственном техническом центре или на стороне.
Достоверную информацию проще получить у профильных дилеров, то есть тех, кто занимается продажами и обслуживанием выбранной марки.
Приглянувшийся экземпляр может принадлежать салону либо частнику. Считается, что скидку реально получить только в первом случае, так как основной доход дилер имеет с оборота, а не с конкретного образца. Но торговаться не грех и в комиссионке, надо лишь найти способ уговорить менеджера связаться с владельцем и сообщить тому, что его автомобиль готовы приобрести на 100–200 у.е. дешевле заявленной цены.
Не упускают свой шанс и механики, снимая с комиссионных машин все, что выходит за рамки базовой комплектации. Так что если вы захотите доукомплектовать свежекупленный автомобиль магнитолой, чехлами или комплектом зимней резины – обращайтесь: более широкого выбора при вполне умеренных ценах в другом месте, пожалуй, не найти.
Дешевый товар к продаже специально не готовят: на кузове сколы и царапины, двигатель не вымыт, химчистку в салоне не делали и т.д. Логика очевидна – удорожание авто приведет к падению спроса. Потенциальному покупателю она на руку, поскольку сразу становится ясно, как эксплуатировал авто предыдущий хозяин, перекрашивались ли кузовные элементы, есть ли подтеки масла и т.п. Ведь сияющие свежим лаком кузовные детали и идеальная чистота под капотом на отнюдь не новом автомобиле вызывают подозрения.
В правоте всего вышесказанного мы убедились в первом же автоцентре. Парочка взятых на пробу машин – ИЖ-2126 2004 г., 1,6 л, с пробегом 46 тыс. км, за который просили 78 тыс. рублей, и ВАЗ-21083 2000 г., 1,5 л., с пробегом 53 тыс. км, за 100 тыс. руб., могли похвастать родной краской, отсутствием кузовных повреждений и на поверку оказались очень неплохими вариантами в плане технического состояния. Неудивительно, что «восьмерка» нашла нового владельца в считанные часы. Судя по довольному выражению лиц покупателя и продавца, оба сочли сделку выгодной.
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В последнее время рынки все больше теряют былую популярность. Оно и понятно, «щупальцы» дилерских центров проникли во все сферы автомобильной жизни, предлагая более цивилизованный и прозрачный сервис. Лишь в регионах, где «официальная экспансия» еще не столь велика, рынки до сих пор играют значительную роль в процессе автомобилизации страны.
Здесь выбор интересующих нас авто куда больше, цена ниже, а количество (но не качество!) услуг и вовсе не поддается учету. Не сходя с места желающий может получить кредит, оформить покупку через комиссионный магазин, заказать осмотр авто экспертом-криминалистом, нотариально оформить сделку, застраховать машину и т.д. Главное, соблюсти паритет желаний и возможностей.
Машины на рынке расставлены по чинам: дорогие – в одном ряду, дешевые иномарки – в другом, отечественные – в-третьем, грузовые – в-четвертом и т.д. Это очень удобно – не приходится обходить огромную территорию в поисках нужного экземпляра.
Торгуют, как правило, профессиональные перегонщики, поэтому товар здесь не самого лучшего качества, ведь прибыток они получают с каждого конкретного авто. А схема стара как мир – купить подешевле, навести лоск и продать подороже. Выглядят машины замечательно – чистые, наполированные, без единой пылинки. Что же на самом деле скрывается под сверкающей «оберткой», вы, скорее всего, не узнаете – на техническую экспертизу продавец соглашается крайне редко. Посудите сами: зачем обнародовать нередко плачевное состояние объекта продажи? Да и занимает процедура немало времени, а «койкоместо» на рынке небесплатно. Возможно, какие-то юридические и технические гарантии он вам предоставит: будет клясться мамой и даже покажет распечатки из сервиса, но дальше слов дело не пойдет. Придется рассчитывать только на свои силы и знания.
Мы в этом убедились, как говорится, не отходя от кассы. Приглянувшийся поначалу «Фольксваген-Пассат» 1989 г., 1,6 л, МКП, с пробегом 230 тыс. км и ценником в 118 тыс. рублей оказался участником серьезного ДТП. Дефектоскоп намерил на обоих задних крыльях и крышке багажника слой шпатлевки более 2000 мкм (при норме не более 150 мкм). Окончательно все выяснилось после демонтажа фальшпола и пластиковых панелей багажника – горе-продавцы даже не удосужились выровнять и покрасить металл изнутри.
Второй исследованный экземпляр – «Ауди-80» 1990 г., 1,8 л, МКП, с пробегом 247 тыс. км за 123 тыс. рублей понравился куда больше, но вместо оригинала ПТС на руках у продавца был только дубликат. Возможно, документ действительно утерян, но исключать криминальную версию мы бы не стали.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
Если где и есть широта выбора, так это на страницах информационных изданий. Кажется, можно стать владельцем автомобиля, не вставая с дивана. Но это только видимость. На самом деле, большинство машин уже находится в руках перекупщиков (соответственно цена сразу же увеличивается на их процент), и купить авто из первых рук – большая удача. Существуют и другие трудности: во-первых, объявления содержат минимум информации, а оценить состояние транспортного средства по фотографии невозможно, так что для осмотра потенциальной покупки все же придется «съездить в адрес», а во-вторых, технических и уж тем более юридических гарантий ни один здравомыслящий продавец не предоставит.
ГОРЬКАЯ ПРАВДА
Приобретая подержанную иномарку солидного возраста, будьте готовы вкладывать в нее немалые средства. Поэтому покупка 15-летней иномарки – удовольствие сомнительное, если, конечно, вы не владелец автосервиса. Прочим лучше сосредоточиться на отечественных моделях автопрома и относительно свежих «корейцах» (так, по нашим оценкам, «Дэу-Нексия» – одна из самых дешевых в ремонте и обслуживании иномарок). Пусть они менее престижны, зато моложе; им реже придется ночевать в гараже, да и шансов нарваться на криминал куда меньше, поскольку они, как правило, были куплены в автосалонах дилеров, а не привезены невесть откуда.
А став, наконец, обладателем подержанного авто, помните, что узлы и агрегаты ветерана изрядно устали, поэтому эксплуатируйте его бережно – не гоните лошадей.
Выбирая недорогую подержанную машину, лучше сосредоточиться на отечественных моделях и относительно свежих «корейцах».