Continental: покой там только снится!
В конце прошлого года в автомобильном мире произошло громкое событие: концерн «Континенталь» приобрел за 11,4 млрд. евро «Сименс VDO Аутомотив». Эта сделка стала крупнейшей в истории компании. Увы, большие траты не привели к быстрому росту доходов, а стали в итоге причиной падения курса акций. Этим не замедлила воспользоваться другая "акула" - семейное предприятие Schaeffler, известное, в основном, как крупнейший производитель подшипников. Деньги есть, почему бы не купить сам "Континенталь" уже вместе с "Сименсом". Для этого достаточно скупить контрольный или хотя бы (для начала) блокирующий пакет акций.
Известие о том, что "Шеффлер" обеспечил себе опцион на 36%, прозвучало как гром среди ясного неба (грозы - типичны для июля). И "Континенталь" вступил в борьбу за выживание. Финансы - дело тонкое. Пока идет война нервов, контрольные органы уже занялись проверкой юридической чистоты сделки. "Континенталь" же по сообщениям СМИ ищет так называемого "белого рыцаря" - инвестора, который перебил бы предложение от "Шеффлер" (а на сегодня он предлагает по 70,12 евро за акцию), но при этом гарантировал бы сохранение концерна, как целого. Дело в том, что ряд экспертов предрекают дробление фирмы, занимающейся сегодня и шинами, и электроникой, и подвесками, и шлангами на составные части. Хотя "Шеффлер" и отрицает такие намерения.
Но кто может стать таким "рыцарем" В этом - главная интрига. А коли она есть, есть и слухи из "осведомленных кругов". Вот только называют эти круги совсем разные предприятия - "Пирелли", "Бриджстоун", ZF и даже... некоего российского олигарха.
А ведь всего несколько месяцев назад все казалось таким розовым. Вот как оценивал перспективы "Континенталя" после поглощения "Сименса" его глава Манфред Веннемер в беседе с главным редактором журнала «За рулем» Петром Меньших.
– «Сименс VDO» – далеко не первая компания с мировым именем, которую приобретает «Континенталь». Глядя со стороны, кажется, что вы делаете это с такой легкостью! Как вам это удается?
– Да, мы сделали легкую часть работы – заплатили деньги. Теперь начинается более сложный этап – интегрировать «Сименс VDO» в структуру «Континенталь». И мы достигли большого прогресса в этой интеграции. В ближайшем будущем займемся более тонкой настройкой нашей структуры и продадим какие-то небольшие части, чтобы ее оптимизировать.
– Вы купили «Сименс VDO», чтобы устранить конкурента?
– Нет. Во-первых, купив «Сименс VDO», мы дополняем нашу гамму продукции. Во-вторых, мы приобрели технологии, за которыми очень большое будущее. Наконец, в-третьих, благодаря их продукции мы сможем закрыть кое-какие свои пробелы.
– «Сименс» и «Континенталь» в России получат единый офис или это будет, как у «Пежо» и «Ситроена»?
– Будет единая компания.
– При взгляде из России «Бош» и «Континенталь» кажутся такими маленькими! Не потому, что они такие на самом деле, а потому, что в России у них ничего нет. У нас уже заявлены 14 автосборочных предприятий! И даже если «Сименс» прибавить к «Континенталю», все равно будет незаметно. Почему так происходит? Почему мы тут такие близорукие?
– Ну это не только при взгляде из России! Если посмотреть на цифры российских продаж, мы действительно маленькие, особенно по сравнению с объемами автомобильного производства. Согласен, у нас есть большие резервы, которые мы пока не использовали.
– Какие объемы для вас в России были бы выгодны?
– Это зависит от конкретного продукта. Давайте начнем с шин. Мы не станем строить завод для какого-то одного автопроизводителя. Мы не можем зарабатывать только на конвейерных поставках, мы зарабатываем в основном на вторичном рынке. Поэтому сейчас усилия сосредоточены на этом сегменте.
Что касается электроники, не думаю, что в обозримом будущем компания будет выпускать ее в России. Здесь очень жесткая конкуренция, и для нас выгоднее производить ее там, где ниже расходы – в Мексике, в Маниле. В России это обошлось бы слишком дорого. Я упомянул два крайних варианта, но это не весь диапазон «Континенталя»: есть еще тормозные системы, системы впрыска, мультимедиа и многое другое, что «Континенталь» мог бы производить в России для этих 14 заводов. Наши клиенты хотят, чтобы мы выпускали комплектующие здесь, на месте. И нам предстоит решить, что выгоднее: изготовлять эти компоненты в Европе или построить заводы в России. Мы знаем, что российский автомобильный рынок сегодня самый быстрорастущий. И мы внимательно изучаем возможность организовать здесь выгодное производство.
– А какие объемы производства вы планируете в Омске, на «Матадоре»? Вот «Нокиан» собирается к 2012 году выпускать в России 11 млн. покрышек.
– Мы не можем ответить столь же конкретно. Но чтобы завод себя окупил, он должен, согласно нашим расчетам, делать 16 млн. легковых шин в год. Сейчас мы анализируем возможности завода в Омске, стоит ли вкладывать деньги в предприятие, расположенное в Сибири, далеко от основной массы потребителей. И мы рассматриваем альтернативы: расширять производство в Омске или построить заводы в другом месте, причем отдельно для легковых и грузовых шин.
– Вы не жалеете, что в свое время отказались от бизнеса с московским правительством?
– Если честно – нет. Спустя некоторое время мы увидели, что другой партнер, пытавшийся работать с МШЗ, тоже не имел успеха и вынужден продать свою часть бизнеса. Уверен, что мы поступили правильно.
– Что значит для бизнесмена пожалеть о принятом решении? Или в бизнесе нет жалости?
– Конечно, мы сожалеем, что потеряли в России 30 млн. евро. Тогда я открыто заявил: была допущена ошибка. Но что самое обидное, не считая завода в Омске, у компании до сих пор нет шинного производства в России. Москва оказалась не тем местом, где стоило его организовывать, но я уверен, что это с успехом можно было сделать в другом месте.
– У вас сегодня есть фактически все, что нужно для создания автомобиля: шины, подвески, системы безопасности, управления двигателем, тормоза, электроника. Будет ли через 80 лет автомобиль под маркой «Континенталь»?
– 80 лет – очень большой срок, и многое может произойти. Во всяком случае, сегодня я не вижу автомобиля «Континенталь». Для этого нам пришлось бы воевать с нашими клиентами.
– А не боитесь, что ваш удар будет нанесен растопыренными пальцами? Так много направлений вы на себя взяли, так много приобрели конкурентов!
– Да, у нас теперь новые конкуренты. Но если взять хай-тек – например, системы впрыска или мультимедиа, замечаешь, что конкурентов мало, ибо в этой области работают немногие. Вот по шинам действительно много конкурентов! Но мы видим ту опасность, о которой вы говорите. Поэтому и приняли решение о создании шести подразделений, которые будут действовать как независимые предприятия. Шинное подразделение сконцентрируется на конкуренции с «Мишленом», «Бриджстоуном» и «Гудьиром», мультимедиа – с «Бошем», системы впрыска – с «Бошем», «Денсо» и «Делфай».
– Американцы делают ставку на ресурс шин, вы на безопасность.
– Вы абсолютно правы, превыше всего мы ставим безопасность. К тому же мы единственный производитель шин, который понимает и в тормозных системах, и в шасси и знает, как сочетать их наилучшим образом. В будущем все больше внимания будут уделять сопротивлению качению, что связано с выбросами СО2. И мы сможем снижать его без ущерба для безопасности.
– Сегодня для автомобилей установлены жесткие нормы по СО2. Но выбросы промышленности или той же авиации нельзя недооценивать. Однако за горло берут в основном автопром. Возможен ли здесь компромисс, или чем жестче будут нормы, тем быстрее пойдет развитие? Может, стоит еще сильнее прижать производителей автомобилей, чтобы прогресс шел быстрее?
– Согласен: нерационально брать за горло только автопром. Снижение выбросов СО2 на автомобиле сейчас обходится в пятнадцать раз дороже, чем производство энергии. Уместно спросить, правильно ли вкладываются деньги? Я уверен, что и поставщики, и автостроители уже очень много сделали для уменьшения выбросов СО2. И не только благодаря законодательству. Например, «Тойота» создала свой «Приус» самостоятельно, не принужденная никакими законами – на него есть спрос, нашлись покупатели.
– Вы упоминали в прессе о шинах с тормозным путем в 30 м (со 100 км/ч). Насколько вас приблизила к этому продукту покупка «Сименс VDO»?
– Вы правы, нужна не только покрышка, но и оптимизация всех узлов автомобиля, чтобы добиться такого тормозного пути. Но «Сименс VDO» тут ни при чем – все было разработано еще прежним «Континенталем». И нашей задачей было показать автопроизводителям, чего можно достичь, если использовать весь потенциал разных систем автомобиля. Мы не можем продавать покрышку, которая сократила бы тормозной путь до 30 м. Но работая с каждым автопроизводителем, мы предлагаем разные системы, например, тормоза, шины, адаптивные пневмоподвески, правильное сочетание которых помогает оптимизировать качества автомобиля.
– Несколько лет назад мы публиковали интервью с главой «Сименс VDO»: тогда шел разговор о форсунках, которые позволят экономить до 20% топлива. Что сегодня с этим продуктом? Реально ли разместить такие революционные проекты в России, скажем в технопарке Тольятти, чтобы можно было говорить о производстве наиболее передовых продуктов?
– На сегодняшний день мы добились экономии топлива от 20 до 25%, в частности, на моторах БМВ с непосредственным впрыском. Технологии впрыска для бензиновых и дизельных двигателей сейчас находятся на высоком уровне. Я совершенно уверен, что в будущем мы сможем производить такие системы и в России – тем более что появятся новые законы о снижении вредных выбросов. Сегодня нет альтернативы этим технологиям, и вам тоже придется их использовать.
– Вы поставляете в Россию зимние, скоростные шины, системы безопасности. Как они сочетаются между собой? Как мне увидеть из России, каковы приоритеты, каким будет лидерский продукт? Наше издательство выпускает сотни изданий, но лидерский продукт – журнал «За рулем».
– У нас такого не будет. Я не скажу на 80 лет вперед, но для себя мы представили фирму «Континенталь» в 2025 году. Мы рассмотрели тенденции и видим четыре основных направления в автомобилестроении. Первое – безопасность. Например, «Тойота» говорит о намерении строить автомобили, которые не смогут травмировать человека. Мы хотим помочь нашими шинами и тормозами, поскольку мы понимаем в этом. Второе – экология, снижение расхода топлива. Тут лидирует «Сименс» – в области гибридов, дизельных двигателей, непосредственного впрыска топлива, турбонаддува. Третье – мультимедиа и информатика. Техническая, развлекательная информация, все это должно быть в будущем автомобиле. «Континенталь» – крупнейший производитель телематики, и «Сименс» здесь также задействован. Четвертое направление – удешевление автомобиля. Те же «Логан» и «Нано» нуждаются в особых компонентах, чтобы стать рентабельными.
– Можете ли назвать в этих четырех трендах продукт, который особенно вас вдохновляет, который станет лидерским?
– В безопасности – тормоза, шины, комбинация активных и пассивных систем, подушки, ABS и прочие электронные системы. Защита окружающей среды: непосредственный впрыск – все бензиновые автомобили БМВ оснащены нашими пьезофорсунками. Также для гибридных систем мы делаем литий-ионные батареи, впервые примененные здесь «Континенталем». Стоит упомянуть и турбонагнетатели. В области мультимедиа мы – лидеры по телематике, крупные поставщики приборов. В четвертом направлении, для «Логана» мы поставляем шины, тормоза, электронику, для «Нано» – многочисленные электронные компоненты.
– На сколько процентов правы ваши датчики в технике и датчики в вашей голове?
– Главные датчики – наши клиенты. Мы не покупаем информацию, а идем к клиентам и спрашиваем, чего они хотят. И таким образом обеспечиваем нужную достоверность информации. А мои личные датчики, полагаю, такие же, как и у других людей. Иногда мне везет, иногда нет!
– Если датчик работает на 99%, я не могу полностью исключить человека…
– Мы не верим, что автомобиль когда-нибудь станет ездить «на автопилоте». Риск слишком велик. К тому же человек хочет получать удовольствие от вождения. Наконец, такой автомобиль был бы слишком дорог. Но датчики во многом облегчат работу человека и сделают автомобиль безопаснее.
– Я читал, что ваш отец был сельским полицейским. Какие жизненные установки он вам оставил? Подходят ли они для современного бизнеса?
– Во многом подходят: это дисциплина, надежность, а также умение держать свое слово. Благодаря отцу я знаю: ничего не падает с неба, и чтобы чего-то добиться, нужно работать, много работать.
Манфред Веннемер (Manfred Wennemer) родился 19 сентября 1947 года в Оттмарсбохольте (Германия). Окончил математический факультет Мюнстерского университета. В 1974-1994 гг. занимал различные руководящие должности в крупных международных компаниях (Procter & Gamble, Arthur D. Little, Freudenberg & Co.). В 1994 году назначен главой правления компании «Бенеке-Калико», интегрированной в «Контитех Груп». С 1998 года – член правления подразделения «Контитех» концерна «Континенталь», с 2001 года – председатель правления «Континенталь». С 2005 по 2008 год также возглавлял подразделение легковых шин этой компании.
С покупкой «Сименса VDO» компания «Континенталь» перемещается с 15-го на 5-е место в рейтинге производителей оригинальных комплектующих (OEM). Данные в млрд.
КРАТКАЯ СПРАВКА О КОМПАНИИ SIEMENS VDO
В 1847 году в Берлине основана телеграфная компания Siemens & Halske. В 1966-м Siemens & Halske, Siemens-Schuckert-Werke и Siemens-Reiniger-Werke слились в Siemens AG. В 1989 году образовано подразделение Automotive Engineering, а в 2000 году оно выделено в компанию Siemens Automotive AG.
В 1928 году начато производство тахометров объединенной компанией VDO Tachometer AG – Vereinigte Deuta OTA, сокращенно VDO. В 1994 VDO поглощено Mannesmann AG. 1996 год: в Чистополе (Россия) налажено производство комбинаций приборов и тахографов. В 2001 году Siemens Automotive и Mannesmann VDO образуют Siemens VDO Automotive AG. В 2007 году Siemens AG уступает Siemens VDO Automotive концерну Continental AG.
Siemens VDO Automotive состоит из 137 подразделений в 34 странах мира. Компания производит топливную аппаратуру бензиновых и дизельных автомобилей; электрические и механические топливные насосы; датчики уровня топлива; компоненты систем очистителей и омывателей стекол; датчики систем двигателя, системы управления и контроля; компоненты систем контроля скорости и дистанции; информационное оборудование приборных панелей; системы безопасности, сигнализации, навигации. Ее продукция идет на конвейер «Фольксвагена», «Ауди», БМВ, «Мерседеса», «Пежо», «Ситроена», «Опеля», «Шкоды», СЕАТа, КамАЗа, АВТОВАЗа.
ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ КОМПАНИИ «КОНТИНЕНТАЛЬ», млрд. $
КРАТКАЯ СПРАВКА О КОМПАНИИ CONTINENTAL
В 1871 году в Ганновере основано акционерное общество Continental &Gutta – Percha company (производство изделий из мягкой резины, прорезиненной ткани, литых шин для экипажей и велосипедов). За последние 30 лет Continental AG приобрел свыше десятка крупных компаний (Techno-Chemie, Uniroyal Inc., Semperit, General Tire Inc., Mabor, Benecke-Kaliko AG, TBA Belting Ltd., Alfred Teves GmbH, Temic GmbH, Phoenix AG, Matador и др.), став крупным поставщиком полного диапазона автомобильных систем.
Continental AG состоит из четырех подразделений: легковых и легкогрузовых шин, грузовых шин, автоматических систем и ContiTech. Компания производит шины для автомобилей, велосипедов, мотоциклов, грузовиков и специальных машин; гидравлические и электронные тормозные системы (ESC, ABS, TCS), системы круиз-контроля и дистанционного торможения; электронно-управляемые пневмоподвески; продукцию для автомобильной промышленности; элементы отделки салона, уплотнители и многое другое. Заводы, исследовательские центры и испытательные полигоны (всего более сотни объектов) расположены в Австрии, Бельгии, Бразилии, Чили, Китае, Чехии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Индии, Японии, Корее, Малайзии, Мексике, Филиппинах, Польше, Португалии, Румынии, России, Словакии, Южной Африке, Испании, Швеции, Тайване, Турции, Великобритании и США.
На собственном полигоне «Континенталя» – «Контидроме» за рулем только профессионалы-испытатели. Но место на заднем сиденье глава компании занял по праву – кто лучше босса его оценит!