Полет по приборам

Полет по приборам

Помните условие задачи? Автомобилист разбавлял «незамерзайку» водой, но грянул мороз – она застыла. Бачок где-то под крылом – поди-ка достань! Дороги залиты реагентами, а поездку не отменить. Как выйти из положения?

Несмотря на четкие условия, некоторые читатели не преминули похвалить простоту старых машин. Согласны: когда все узлы перед глазами, проблем минимум. Сняв бачок, сразу видишь, оставить его или выкинуть. Разорвало льдом – постарайся извлечь насос, авось хотя бы он уцелел!

ВОТ И ТЕПЛЕНЬКАЯ ПОШЛА!

Но если бачок и трубки без разборки машины не осмотришь, как проверить их целостность? Нам подсказывают: «При сухих способах подогрева бачка это возможно, если лед в нем уже тает. Лужица под машиной красноречива!» Но что это за способы? Просто завести мотор и ждать, когда он своим теплом нагреет лед в бачке, малопродуктивно – устанете ждать. Если стоянка или гараж электрифицированы, можно воспользоваться феном. Струю горячего воздуха направить в полость, где расположен бачок, но тут свои тонкости. Материал бачка легкоплавкий, причем плохо проводит тепло. При таком сочетании свойств слишком горячая струя фена (свыше 100°С) может «проплавить» стенку, хотя внутри все еще лед и талая вода. «Айсберг» будет таять довольно долго… Если дуть внутрь, результат получим немного быстрей, но и это не лучший способ.

ОГОНЕЧКУ ЖЕЛАЕТЕ?

Читатели советуют: «Эффективней отогревать бачок горячей водой – особенно если заливать внутрь. Лишнюю сливаем подходящим шлангом. Здесь нужна аккуратность – даже сильно разбавленной «незамерзайке» во рту не место! Не умеете – приспособьте к шлангу какой-нибудь примитивный насос вроде куска пробки в трубе. Не смогли – пусть жижа уходит самотеком на землю».

Пока лед тает, из бачка будет вытекать охлажденная вода, когда пойдет горячая – льда нет. Увы, если накануне морозов бачок полон, то это худший случай: добавлять воду почти некуда – процесс затянется… Конечно, после водных процедур проверять целостность бачка нужно будет в другом, сухом месте. Откатим машину – и там вновь зальем воду.

Не течет – отлично!

На очереди насос. Жив? Зальем «незамерзайку». Знатоки делятся опытом: «Трубками и форсунками займемся в последнюю очередь: отогреем – и тут же, включив насос, заполним жидкостью, иначе мелкие детали на морозе вновь закупорятся льдом».

Если читатель следил за этими советами внимательно, то закономерно задаст вопрос: «А как отогревать эти мелкие детали?» Если бачок, скрытый под крылом, можно было поливать, не стесняясь, то на морозце наращивать лед на лакокрасочном покрытии вокруг форсунок совсем нежелательно. Это не только некрасиво, но и для краски вредно. Проблемы с лакокрасочным покрытием так же стары, как и сам автомобиль. А коррозии не боится лишь самый наивный. Если начнется – попробуй останови! Вот почему многие из вас обратили внимание на эту деталь операции. Советуют отогревать форсунки и шланги феном, – он был неэффективен в борьбе с «айсбергом», но мелкие детали отогревает хорошо. Правда, и для этого случая напоминание о перепаде температур остается в силе. Не перегревайте краску! Таким образом, при любом способе нагрева форсунок (как и всякой другой детали автомобиля) о лакокрасочном покрытии забывать нельзя. Поспешишь – людей насмешишь.

Когда есть запас времени – минут 10–15, можно отогреть шланги и форсунки теплом мотора. Чтобы воздух из моторного отсека сразу поступал к ним, на многих машинах есть смысл слегка приподнять капот, чтобы между ним и резиновым уплотнителем моторного щита появилась щель. Можно и убрать уплотнитель. А чтобы воздух не убегал без пользы наружу, сверху капот накрывают чехлом, палаткой и т.п. Наконец, дабы ускорить дело, включают на постоянную работу электровентилятор, подав на него питание с аккумулятора либо (на инжекторных машинах) сняв электроразъем с датчика температуры. Обманутый контроллер, «заподозрив» неисправность датчика и предотвращая перегрев двигателя, включит вентилятор.

Некоторые предлагали «растапливать лед, опустив внутрь бачка электролампочку на проводах» и т.п. Интересное решение – но далеко не универсальное, к тому же мощность лампочки мала, глыба льда растает нескоро! Предлагался и подогрев бачка выхлопными газами: возьмем шланг метра в четыре, в выхлопной трубе уплотним тряпкой – и подадим газы к бачку под крылом. Но эта идея малопродуктивна, как и обогрев феном.

ЭКОНОМНАЯ ЭКОНОМИКА

Читатели исследуют и денежную сторону вопроса. Как сэкономить дорогую «незамерзайку»? Люди с конструкторской жилкой предлагают новые и новые способы подогрева воды в бачке, трубках, форсунках. Столетняя история этих изобретений сама по себе интересна. Некоторые оказались весьма эффективными – даже зимой вода в бачке оказывалась практически горячей, а трубки и форсунки с электроподогревом не замерзали. Увы, авторы обычно забывают о том, что на промороженной наружной поверхности стекла вода, даже подогретая, замерзает. Страдают и щетки. Нужны особые, зимние.

И тут в разговор вступают химики: «Разведите в теплой воде соль – вот вам незамерзающая жидкость!» Хотя это дешево и сердито, пленка высохшей соли не делает стекло прозрачней. Так что спорить о коррозии излишне. Некоторые в безвыходной ситуации заливали в омыватель водку. Но особой экономии тут не получится. Такова вкратце «теория» в изложении читателей.

…Итак, чтобы оживить систему, придется затратить немало труда. Между тем мы уже говорили об оптимистах, не «парящихся» из-за ерундового отказа омывателя! Приверженцы минимальных трудозатрат все же сходятся в том, что тупо размазывать дворниками грязь плохо: до цели можно не доехать, а стекло и щетки испортишь. Посему пишут: «Если что… чищу стекло снегом!» Прием известен сто лет, но так ли хорош? Чистого снега на обочине не найдешь, да и не набросаешься. Так что самые «смелые» едут вслепую…

Те, кто поумней, предлагают периодически останавливаться и плескать на стекло теплую воду, запаса которой в машине должно хватить на всю поездку. Увы, каждый раз придется счищать лед скребком, терять время. Так почему бы не заменить воду «незамерзайкой»? Сделав из мягкой бутылки с проколотой пробкой «брызгалку», будем тратить жидкость бережно. Жаль, нельзя ею пользоваться на ходу – брызги летят в салон!

«СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ»

А вот предложения, отражающие современную жизнь. Сегодня во многих ситуациях нет особой нужды самому владельцу лезть под машину! Дама написала: «Надо поехать в гипермаркет с теплым паркингом, оставить машину на несколько часов, а время потратить на шопинг!» Почему бы и нет? Беспокоит лишь некоторая ограниченность географии: пока еще не везде растут как грибы гипермаркеты.

Вот другой совет: «Отправиться в сервис и заказать ремонт омывателя». Увы, в сервисе времени потеряешь не меньше, чем в гипермаркете, – и то, если возьмутся помочь.

Съездить в автомойку – вот это отличный совет! За умеренную плату там вымоют машину, а попросишь – и бачок отогреют, и трубки, и форсунки. Останется лишь заполнить систему незамерзающей жидкостью. Что ж, если автомойка не слишком далеко, всем рекомендуем!

Мы представили вам «выжимку» из множества писем. Конечно, ни в одном нет стопроцентно полного «исследования» вопроса, что естественно. Но среди нескольких десятков самых интересных авторов мы легко определили победителя.

Поздравляем Александра Шпаковского с удачей!

ЗАДАЧА №4

Урок вежливости

Новый жилец пристрастился ставить громадный немытый вседорожник возле двери подъезда – да так, что мимо мы едва протискивались. Утром врубает на полную громкость магнитолу и устраивает дискотеку на весь двор, пока не прогреет мотор и не очистит ото льда стекла, а наших замечаний демонстративно не слышит. Но так или иначе нашелся, наконец, и у нас Робин Гуд. Перевоспитал! Джип теперь в общем ряду у тротуара, а его владелец даже научился с соседями здороваться.

Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией. Что предложите?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправляйте до 1 мая 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Подпишитесь на «За рулем» в