Евгений Вертунов: «Хочу попробовать буквально все!»
– Евгений, как началась ваша гоночная карьера?
– Посещать автомобильные соревнования стал с 12 лет. Отец Александр Анатольевич Вертунов частенько брал меня с собой на трековые гонки и ралли поболеть за своего хорошего товарища Сергея Успенского. Гоночная атмосфера мне, конечно же, нравилась. Но горячее желание хоть когда-нибудь попробовать свои силы за рулем спортивного автомобиля считал несбыточной мечтой. Однако в 2003 году Успенский – организатор раллийного монокубка «Ситроен» – внезапно предложил отцу заявить меня на ралли… штурманом. Понравилось. Но, признаюсь, с нетерпением ждал того момента, когда смогу пересесть с правого сиденья в левое. И однажды это случилось!
– Пилотом раллийного автомобиля вы стали в 19 лет?
– Совершенно верно. По российским возрастным меркам, наверное, рано, но по зарубежным – едва ли не слишком поздно. К счастью, с дальнейшей гоночной карьерой мне повезло. Уже в следующем сезоне вместе со штурманом Мариной Даниловой завоевали «бронзу» в Кубке «Ситроен».
– Очень быстро вы прошли путь от дебютанта монокубка до чемпиона страны и участника мирового первенства. Как такое стало возможным?
– Вокруг было много людей, которые помогали. В первую очередь, отец и Сергей Вадимович Успенский. Однажды он предложил проехать на своем «Субару-Импреза» традиционную гонку «Трофей Пено». Это событие стало уроком плавания с забросом за буйки: короткий инструктаж – и вперед! Получилось. Так, шаг за шагом, попал в команду «Успенский ралли техника» и в 2006-м на полноприводном «Субару» выиграл первую гонку чемпионата страны – ралли «Новороссийск». В 2007 году очередной сюрприз – строго по плану на сезон стартовал за рубежом в многоэтапном «Трофее «Форд Фиеста», а тут подвернулся вакантный «Субару», подготовленный для выступлений на чемпионате мира. Так состоялось знакомство с этапами WRC.
– Кого считаете первым учителем, кто тренирует сейчас?
– Первой объяснила мне, что такое спортивный автомобиль и как им управлять, Светлана Муравейникова – инструктор контраварийной подготовки. Сейчас тренера как такового нет, скорее наставник – Сергей Успенский.
– Вы дебютировали на трековых гонках в 2005 году, потом был перерыв. И вот, в нынешнем феврале – возвращение на ледовую дорожку. Да какое! После «Гонки звезд «За рулем» вы удостоились похвал от специалистов, весьма скупых на лестные отзывы. Откуда появился ипподромный опыт?
– Поначалу была возможность попробовать силы на зимнем треке, и я этим воспользовался. А потом, пару лет спустя, пришло понимание, как надо ехать правильно. Если хотите – некий внутренний скачок. То есть количество часов, проведенных за рулем, переросло в качество. Было это на тестах перед ралли «Новороссийск»: внезапно осознал – пилотировать надо иначе и на ралли, и на ипподроме. Судя по результатам – не ошибся.
– Евгений, в ходе сезона-2007 довелось выступать и на «Субару» 4х4, и на «Форде-Фиеста» с одной ведущей осью. Какой тип привода вам по душе?
– Мне больше нравится полный привод. Мощная машина со всеми ведущими позволяет компенсировать небольшие ошибки. Автомобиль с передним приводом строже, мощность его двигателя меньше, а значит, требуется более четко выдерживать траекторию. При пересадке с «Субару» на «Форд» даже понадобилось внести коррективы в принцип записи скоростной стенограммы, которую читает штурман на спецучастке.
– Сильно ли отличается новая «Субару» с кузовом хэтчбек от седана прошлого поколения?
– Прежняя «Субару» была сложнее в пилотировании, но позволяла ехать жестче – лучше переносила скачки по ямам и прыжки с трамплинов. Новый автомобиль объективно лучше по управляемости, однако требует более деликатного обращения.
– Сколько этапов чемпионата мира по ралли планируете проехать в этом году?
– Намечен старт на шести этапах, включая уже прошедшее ралли Швеции. Очень хотел бы проехать асфальтовую гонку. Возможно, не этап чемпионата мира, а какое-нибудь традиционное состязание. Во всяком случае, в планах есть отработка асфальтовых навыков.
– Кто, по мнению пилота, который сам участвует в чемпионате мира по ралли, выиграет нынче в зачете WRC?
– Сейчас на титул реально претендуют три пилота: Себастьен Лоэб, Микко Хирвонен, Яри-Матти Латвала. И хотя последний очень быстр, думаю, ему все же не хватит опыта, чтобы опередить более вкатанных конкурентов.
– Любимая трасса, гонка?
– В чемпионате России – ралли «Новороссийск». Из зарубежных больше других понравилась «Новая Зеландия».
– Кого из гонщиков считаете своим кумиром?
– Таких людей несколько. В российском автоспорте симпатии определились еще в детстве – примером для подражания считаю Сергея Успенского. Из пилотов WRC симпатизирую Петеру Сольбергу, а в формуле 1 болею за Фернандо Алонсо с того момента, как он пришел в команду «Рено».
– Ваш тип темперамента?
– Сложно сказать. Наверное, единственного ярко выраженного типа нет. Думаю, есть черты и холерика, и сангвиника, и флегматика. Но уж точно, не меланхолика!
– Вы азартный человек?
– Да, безусловно!
– На каком автомобиле хотели бы ездить ежедневно, будь у вас полная свобода выбора, позволяли бы обстоятельства и финансовые возможности?
– Выбрать один очень тяжело, поэтому сейчас в поисках идеала достаточно часто их меняю. А вообще очень люблю автомобили и, признаюсь, с детства мечтаю их коллекционировать. Надеюсь, когда-нибудь такая коллекция соберется. Пусть маленькая, но с самыми близкими сердцу моделями.
– Ваши музыкальные пристрастия?
– Четких предпочтений того или иного стиля нет. На отдыхе с друзьями слушаю клубную, в автомобиле – «Радио релакс». В общем – разную, лишь бы действительно хорошую и без крайностей.
– Евгений, вы охотно идете на контакт и внешне легко общаетесь с представителями прессы. В чем секрет?
– Конечно же, умение контактировать со СМИ для современного пилота необходимо. Лично мне это дается без усилий. Если хотите – врожденная коммуникабельность.
– Предпочтения в еде?
– На самом деле я, как говорится, всеяден, но когда есть возможность выбирать – предпочитаю итальянскую кухню.
– А любимый сорт вина?
– Пробовал разные сорта, но пока этот напиток для меня загадка. Наверное, к пониманию оттенков вкуса марочного вина люди приходят с возрастом.
– Если представится возможность, согласитесь попробовать свои силы в какой-либо другой дисциплине?
– Да, конечно. Есть большое желание попробовать буквально все. Причем не только в автогонках. Были, например, мечты прыгнуть с парашютом, выполнить несколько фигур высшего пилотажа на спортивном самолете. Их я уже осуществил. Что касается автоспорта, с удовольствием стартовал бы на кольце, в 24-часовой гонке «Ле-Ман» или «Нюрбургринг», а быть может, и в легендарном марафоне «Дакар».