«Филе» рано на покой
При словах «тюнинг недорогого автомобиля» сразу всплывает образ «Лады Самара». Спору нет, на базе «восьмерок» тоже строят уникальные болиды мощностью в 300 л.с., у которых стоимость полного комплекса доработок многократно превышает цену агрегатоносителя. Тем не менее в большинстве случаев бюджет ограничен разумными пределами, а цель соответствует затраченным средствам. Владелец желает придать машине оригинальный облик, улучшить динамику, управляемость и создать комфортную атмосферу в салоне. Баланс этих качеств зачастую смещается в определенную сторону, более близкую автору проекта.
Представленные здесь машины, «Шкода-Фелиция» и «Лада-114 ТМС», разные – и все-таки похожи. О последней журнал уже подробно рассказывал (ЗР, 2006, № 4). Напомним лишь, что это типичный продукт профессионального ателье, «заточенный» под активного драйвера. Чешский автомобиль с подмосковной пропиской рожден трудом небольшого коллектива энтузиастов, решивших построить автомобиль, которого нет ни у кого.
СТАНДАРТ ДЛЯ НЕСТАНДАРТА
Эта «Фелиция» послужила семье владельца верой и правдой. На замену приобрели новую иномарку, а «Филя», как частенько называют фанаты чешскую модель, осталась не у дел. Так почему бы не приложить к ней руки?
На все про все ушло 10 месяцев, причем работали только по выходным: иначе не позволял график владельца – служащего банка. Да-да, ни у кого из команды, трудившейся над машиной, нет технического образования! Однако его отсутствие не помешало перебрать несколько вариантов стайлинга, кардинально изменить интерьер и поколдовать над двигателем и ходовой.
Надо признать, путь, которым пошли создатели, обычен и для тюнеров «зубил». Но многое пришлось переделывать в угоду общей концепции и с учетом конструктивных особенностей «Фелиции». Из числа исходных кузовных элементов нетронутыми остались лишь передние двери. Арки передних колес раскатывали до нужной ширины вручную. На капоте проделали вентиляционные отверстия и «ноздрю» воздухозаборника. Практического эффекта они не несут, более того, пришлось бороться с попаданием воды на стартер. Не страшно, его можно прикрыть кожухом – зато в облике «Фили» не осталось и следа природной скромности.
Еще больше агрессии добавляет передний бампер с интегрированной на манер современных «Ауди» радиаторной решеткой. Этот элемент производства компании «Автостиль» дорабатывали сами, добиваясь сходства с немецкой маркой. Накладки на задние колесные арки и бампер от того же производителя удовлетворили владельца – их установили без изменений. Из ассортимента марки «СтритШторм» выбрали антикрыло и зеркала заднего вида, которые разрабатывались для «Лады». Впрочем, «Фелицию» они не испортили, только установка отняла больше времени.
Ручки задних дверей удалили, выштамповки под них заварили, зашпаклевали и закрасили. Как открывать двери? Да никак – заварили и их. Как же попасть на заднее сиденье? А нечего там делать: машина рассчитана на водителя и переднего пассажира. Им-то и достанется весь комфорт перешитого салона, где все обтянуто кожей и алькантарой. Часть работ отдали на сторону, оставшуюся сделали своими руками. Оказалось, найти искусственную замшу черного цвета в нужном количестве не так-то просто, однако в итоге скорняжные работы успешно завершили.
Территорию заднего дивана оккупировали компоненты аудиосистемы. Точнее – три усилителя под прозрачными крышками с подсветкой. В багажнике все место занял корпус сабвуфера от Audiobahn. Нехитрую поклажу при желании можно разместить за передними сиденьями.
Доводка этой «Шкоды-Фелиция» обошлась владельцу в относительно небольшую сумму – 8000 долларов. Правда, стоимость работ исчисляется человекочасами. Такую же сумму тратят и на тюнинг семейства «Самара». Может, стоит приглядеться к подержанным «чешкам»?
SKODA FAVORIT, SKODA FELICIA
Предсерийная «Шкода-Фаворит» сошла с конвейера в Млада-Болеславе в июле 1987 года, серийное производство стартовало через полгода. При создании этого автомобиля «Шкода» сотрудничала с различными иностранными компаниями, в том числе с «Бертоне», которая разработала экстерьер. «Порше» занималась доводкой опор двигателя.
В 1994 г. освоена «Фелиция», разработанная на базе предшественницы при участии «Фольксвагена». Принципиально изменился только дизайн, конструкция осталась прежней: старый нижневальный мотор «Шкоды» объемом 1,3 л, мощностью 54 л.с. с карбюратором и 68 л.с. с впрыском топлива. Подвески – «Мак-Ферсон» спереди, полунезависимая сзади – не изменились. Коробка передач одна: 5-ступенчатая, механическая.
В 1995 г. появился 1,6-литровый двигатель «Фольксваген» мощностью 75 л.с. с многоточечным впрыском.
В 1996 г. в гамме прибавился немецкий дизель 1,9 л, 64 л.с. В том же году модель слегка доработали, не тронув внешность.
В 1998 г. машину модернизировали: появились новые бамперы, капот и радиаторная решетка, а также новый руль и центральная консоль.
В 1999 г. состоялся дебют «Шкоды-Фабия», но «Фелицию» продолжали выпускать до 2001 г. На вторичном рынке модели последних лет выпуска стоят 150 000–200 000 рублей.
СЕМЕЙСТВО «САМАРА»
Автомобиль ВАЗ-2108 появился в 1984 году и положил начало выпуску переднеприводного семейства «Спутник/Самара». Из особенностей – кузов хэтчбек, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания, передняя подвеска типа «Мак-Ферсон», реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластмассовые бамперы. В доводке принимала участие фирма «Порше». Базовый силовой агрегат – 1,3-литровый 65-сильный с четырехступенчатой коробкой передач.
В 1987 г. освоен более мощный карбюраторный мотор 1,5 л, а чуть позже – 53-сильный объемом 1,1 л.
В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, появилась новая приборная панель.
С 1994 года на эти машины стали устанавливаться четырехцилиндровые бензиновые двигатели с распределенным впрыском топлива. Рестайлингу, в результате которого появилось семейство «Самара-2» (ныне просто Samara), сначала подвергся седан: с 1997 года ВАЗ-2115 выпускали мелкими сериями, а в 2000-м он занял место на конвейере. В конце 2001-го компанию ему составил 5-дверный хэтчбек 2114, а прямая наследница «восьмерки» ВАЗ-2113 стала серийной лишь осенью 2004 года – на 10 лет позже чешской «Фелиции», которую к тому времени сняли с производства.