Жестяная динамика
Жестянщики дилерских центров шутят: если хочешь быстро, дешево и качественно – выбирай любые два. Они же констатируют: ремонтировать у нас долго и дорого, зато качество на высоте. Разница в прайсах «белых» и кустарных кузовных мастерских доходит до 300%.
ВСЕ БЕДЫ ОТ СТРАХА
Как бы парадоксально это ни звучало, гигантские очереди на кузовной ремонт в Москве – во многом «заслуга» страховых компаний: ведь 87–90% битых автомобилей сдают в ремонт на кузовные станции по их направлению. 95% владельцев новых авто страхуют покупку по КАСКО. Политика компаний (особенно после сотен случаев мошенничества) однозначна: никаких наличных клиенту, все расчеты – между компанией и СТО.
В этом и кроется проблема очередей. Владелец вызывает на место аварийного комиссара, тот составляет опись повреждений, как говорится, не вдаваясь в подробности. Обычно потерпевшего обнадеживают: мол, скрытые дефекты выявит сервис. Однако калькуляцию работ страховая составляет на основе акта, подписанного комиссаром на месте ДТП. Каждое найденное позже повреждение (а значит, и дополнительные расходы) нужно согласовывать письменно! Это еще неделя-полторы-две, в течение которых разобранная машина стоит в сервисе без движения. Кузовщики не начнут работать, пока не получат подтверждение об оплате полной стоимости ремонта.
Страховые компании, мягко говоря, не горят желанием расставаться с деньгами (в сервисах даже существуют «черные» списки компаний, с чьими клиентами приходится особенно тяжко). Если по мнению страховщиков стоимость ремонта слишком велика, они назначают независимую экспертизу – еще неделя ожидания. Выходит, что из месяца-двух простоя машины в кузовном цехе сам ремонт занимает максимум пару недель (и это при самых больших повреждениях). Прибавьте к этому срок ожидания заказанных запчастей (еще от полутора недель до полутора месяцев) – набегает та самая кузовная очередь.
При ДТП страховщик обычно предлагает клиенту на выбор несколько кузовных участков, с которыми заключен договор. Иногда страховой агент тет-а-тет посоветует, в какой из перечисленных сервисов лучше обращаться. Обойти или поменять описанную процедуру общения сервиса со страховой компанией практически невозможно. Да и сами кузовщики не жаждут перемен. С того времени, когда основным поставщиком клиентов стали страховые компании, цеха кузовного ремонта стали меньше зависеть от сезонности и перешли к плановой работе. Страховщики бесперебойно снабжают их клиентурой в любое время года.
У каждой компании свои нюансы в условиях страхования. Например, многие регламентируют количество разбитых за год стекол (это самый массовый сегодня ущерб по КАСКО) 10–15 заменами. Дилеры охотно меняют стекла еще и потому, что работа, на которую отводится всего полтора нормочаса, приносит до 300 евро, а со стеклом все 700. Заметим: в крупных сервисах, где ремонт поставлен на поток, стекла и бамперы меняют почти без очереди – выгодно.
Дилеры с завидной периодичностью открывают новые кузовные участки (стоимость среднего кузовного центра $1,5–2 млн.), и они тут же выходят на полную мощность. Так будет продолжаться, пока сохранятся темпы роста продаж новых автомобилей и нынешний уровень аварийности.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
Обычно официальные «жестянщики» имеют дело только с оригинальными запчастями. Но если вдруг клиент решит привезти свое железо, его тоже возьмут в работу. «Неродные» запчасти (как правило, китайские или тайваньские) часто отличаются от фирменных расположением крепежа и несовпадением размеров (от нескольких миллиметров до сантиметров). Запчасть постараются подогнать и поставить, но это увеличит стоимость ремонта и время работ.
Очереди на ремонт есть и будут. Если ожидание затягивается, некоторые дилеры прибегают к помощи частных мастерских – обычно для недорогого ремонта с небольшим объемом работ. Клиент об этом даже не догадывается: ведь разницу в исполнении отыскать почти невозможно, поскольку в партнеры берут лишь хорошо оснащенные и проверенные в деле мастерские.
Но и у официального дилера порой можно отремонтироваться в обход очереди. Сервис почти всегда идет навстречу клиенту, если тот платит наличными. Об этом подробнее.
ПИАСТРЫ, ПИАСТРЫ!
Отправившись по официальным сервисам, мы заранее придумали себе «аварийную» легенду: нужно поменять и окрасить переднее правое крыло. Цель – выяснить стоимость и срок ожидания ремонта.
Сначала крыло «разбили» на «Форде-Фокус», потом на «Ладе-Приора», «Чери-Амулет», «Дэу-Нексия», «Мицубиси-Лансер», «Хёндай-Гетц», «Тойо-та-Аурис» и «Вольво-С30». Результаты – в таблице.
Разница в стоимости запчастей в магазинах и у официальных дилеров – в пределах 10% (применительно к искомому правому крылу – 200-600 руб.). А вот покупать запчасти на рынке бывалые жестянщики настоятельно не рекомендуют.
Условия почти у всех одинаковые: за наличные можно сделать быстрее; срок ожидания заказанных запчастей от двух недель до месяца; можно приехать со своим «железом», но тогда придется лишиться гарантии на кузов. Однако подходы к клиенту все-таки разные.
В «Мицубиси на Таганке» мы дозванивались долго. Через три часа (!) тщетных попыток нам дали мобильный телефон мастера, который уже сам еще на протяжении полутора часов (!) сбрасывал звонок. На следующий день приехали: «Что у вас? –Переднее правое крыло. – Только-то? Попробуйте еще куда-нибудь, у нас очередь. – Большая? – Очень!»
Совсем другое отношение встретили на «Хёндай-Сервис» в Марьино. Там предложили оставить лючок бензобака для подбора краски и приехать через пару дней, когда крыло будет уже покрашено: «Попьете кофе, а мы за пару часов старое крыло снимем, новое поставим. Так удобно?» Еще бы!
Виктор Рычагов, начальник производства кузовного цеха группы компаний БЛОК:
«Гарантийные обязательства за-вода-изготовителя предусматривают установку только новых деталей (неаварийных и нерихтованных). С ними мы можем дать гарантию на отремонтированный кузов. Если клиент настаивает на восстановлении детали, мы идем на это, но берем с него подписку о том, что он предупрежден о разнице и о результате. Больше того, восстановление деталей обойдется значительно дороже, чем их замена».
СОВЕТЫ «ЗА РУЛЕМ»
При ДТП требуйте, чтобы аварийный комиссар скрупулезно зафиксировал все повреждения, включая царапины, вмятины, плохо открывающиеся двери (капот или багажник) и выпавшие части крепежа, треснувшие осветительные приборы и т.п. Это существенно уменьшит срок согласования стоимости ремонта.
Старайтесь страховать машину в центральном офисе компании. Чем дальше филиал от главного офиса, тем дольше тянется цепочка согласований.
Незначительный кузовной ремонт проще, а главное, быстрее оплатить наличными. Кузовные станции без очереди вклеивают стекла, ремонтируют битые бамперы, крылья и двери, если клиент рассчитывается на месте.
Основная разница между официальным и кустарным ремонтом – соответствие кузова контрольным точкам. Официалы гарантируют, что отклонения не выйдут за заводской допуск (обычно до 2-3 мм), кустари могут выпускать внешне красивые, но «кривые» машины.