Сделано в Калуге
Volkswagen Passat
Изготовитель «Фольксваген Рус», Калуга
Год выпуска 2008
В эксплуатации «За рулем» с мая 2008
Пробег на момент отчета 3000 км
Skoda Octavia
Изготовитель «Фольксваген Рус», Калуга
Год выпуска 2008
В эксплуатации «За рулем» с марта 2008
Пробег на момент отчета 2000 км
Предыдущие публикации в журнале 2008, № 3, 4
Знаете, чем отличается плохой автомобиль от хорошего? В первом выискиваешь хоть какие-то достоинства, во втором – пытаешься найти недостатки. То, что «Фольксваген» делает хорошие автомобили, сомнений не вызывает. А если концерн собирает их в Калуге? Российская «Шкода» № 1 и «Пассат» из первой товарной партии в автопарке «За рулем» стали объектом наших исследований.
ПРЕСТИЖНЫЙ = ИДЕАЛЬНЫЙ?
У «Пассата» масса плюсов, из которых некоторые заслуживают особого внимания. Первый присущ большинству автомобилей концерна. Особенности системы охлаждения таковы, что двигатель быстро прогревается на холостом ходу. В холодное время года свойство весьма полезное. Едва пустил мотор – из дефлекторов вентиляции уже дует теплый воздух и можно начинать движение, не опасаясь за износ цилиндропоршневой группы. Второе достоинство – указание на марку применяемого моторного масла в явной форме. Прямо на крышке заливной горловины оттиснено: Castrol. Не надо где-нибудь в глубинке искать специфическую смазку с именем завода-изготовителя автомобиля на упаковке.
Еще один «плюс» – топливная экономичность. Признаюсь, от машины с двигателем 1,8 л с турбонаддувом и автоматом ждал большей прожорливости. Но нет: если намерены поберечь топливо, на трассе можно уложиться в 7 л/100 км. В городе бывает и 15–16 литров на сотню, однако, умело используя ручной режим переключения передач, можно добиться 12–13. В среднем же за 3000 км пробега с соотношением город–трасса 50:50 расход составил 10,8 литра на сотню. Согласитесь, для столь внушительного автомобиля – немного.
А теперь займемся ловлей блох. При очень удобной посадке и прекрасной досягаемости органов управления рослому человеку неудобно пользоваться педалью газа. Вдвойне обидно, поскольку других недостатков у рабочего места нет. Зато нам, длинным, суждено отыграться при пользовании багажником. Он огромен – это хорошо. Но достать предмет из самой глубины его недр лично я могу, лишь согнувшись в три погибели. Может, для этого проще резко стартовать с места – вдруг нужный предмет сам скользнет к краю багажника? Хуже, что при открывании крышки в дождливую погоду вода с нее льется внутрь. Зато пол фиксируется в поднятом состоянии – удобно доставать запаску или инструмент.
Черные ковры в салоне выглядят солидно. День-два. А потом, как и на всем темном, становится заметной грязь. Так в багажнике «Пассата» завелся пылесос. Чтобы роскошный салон оставался опрятным, пользоваться им приходится два-три раза в неделю.
«Тарированные» ямки, не досаждавшие мне за рулем автомобилей классом ниже, вдруг стали отзываться шумом сзади. Да и передняя подвеска иногда неожиданно громко срабатывает на отбой.
Противоречивые чувства вызывает штатная «музыка». Панель ресивера радует глаз, две крутилки и алгоритм пользования кнопками – образец для подражания. А вот звук… Он не то чтобы плох, но от автомобиля D-класса ждешь большего. Может, дело в динамиках? Придется пойти на эксперимент – поищем штатным более музыкальную замену.
БЕЗ ДВУХ МЕСЯЦЕВ 60 ЧАСОВ
Еще два месяца ей стоять на приколе, а мне – проходить мимо, приговаривая: «Скорей бы!» Скорей бы марафон «60 часов «За рулем», в ожидании которого езжу на метро.
Да, российская «Октавия» № 1 поедет в первенстве марки. Как изделие калужского завода «Фольксваген», она имеет на это полное право, а как новинка рынка, уверены, интересна потенциальным потребителям.
По регламенту марафона участники выходят на старт обкатанными небольшим пробегом – 2–3 тыс. км, после обязательной проверки и внепланового «страховочного» ТО. Поэтому когда на одометре появились двойка и три нуля, я поставил машину на стоянку. Месяц эксплуатации, как ни быстро он миновал, принес первые впечатления.
Поначалу несколько огорчал расход топлива, благо по маршрутному компьютеру за ним легко следить. Первая поездка, вторая – 11,2 л/100 км! Пусть пробки, но от двигателя умеренного темперамента не ждешь такого хорошего аппетита. У редакционной машины под капотом – 1,6-литровая «четверка» с непосредственным впрыском, мощностью 115 л.с., удовлетворяющая Евро IV. Именно последним обстоятельством я объяснял некоторую леность «Шкоды»...
Впрочем, стоило выбраться за город, как двигатель показал себя во всей красе. Настоящий немецкий характер: примерно с 2500 об/мин – уверенный ровный разгон, хорошая приемистость, совсем негромкий звук работы. Заглянул в характеристики: ну, да, максимум момента довольно «высоко», на 4000 оборотов. Вот и объяснение городской вялости.
Дни шли за днями, мы с «Октавией» привыкли к манерам друг друга (зачастую это важнее обкатки, которую, впрочем, не нужно сбрасывать со счетов), и тревоги по поводу экономичности прошли. Теперь средний расход если и поднимается выше 8 литров на сотню, то лишь пока не минуешь пробки.
«Октавия» хорошо укомплектована: есть и электрические стекла, и подогрев сидений, и кондиционер, и противотуманные фары. Глаз радует штатная аудиосистема с прекрасной эргономикой (особенно на фоне иных изделий «музыкальных» фирм); глаз, но не ухо, ибо попытавшись переключить звук «Детского радио» назад, чтобы дочка не скучала, я неожиданно убрал его совсем. Так мне открылась истина про четыре штатных динамика: они все спереди, пару задних закажу при первом же ТО.
Обратная сторона богатой комплектации – высокая цена опций. Отчасти виноват я сам: не считаю правильным таскать при себе два брелока: один штатный с пультом центрального замка, другой от сигнализации. Привлекло предложение совместить два в одном: охранная система Med работает от штатного брелока. Цену даже повторять не хочется – см. таблицу. Недешевый автомобиль требует соответствующего сервиса в широком смысле слова.
Искать в «Шкоде» недостатки оказалось увлекательным занятием. Как ходить по грибы в подмосковном лесу, где найти белый – настоящая, редкостная удача. Не попался – надо ехать подальше, километров за 70, в грибные места. Например, под Дмитров. Туда, на полигон, вскоре собирается и «Октавия». Проявятся ли на скоростном кольце какие-либо недочеты? Не знаю, но совершенно не расстроюсь, если их не найду. Ведь белые-то под Дмитровом точно есть!
ЧТО ТАКОЕ XW8?
С такой комбинации начинаются номера VIN калужских машин. Дословный перевод: этот «Фольксваген» («Шкода») собран в России. Именно собран, а не сделан, ибо отечественных деталей ни «Пассат», ни «Октавия» пока не содержат. Во всяком случае, мы при доскональном осмотре таковых не нашли. Сегодня это скорее хорошо: солидный производитель дорожит репутацией и во главу угла ставит качество, а не рапорты о локализации. Концерн «Фольксваген» здесь не одинок; многие фирмы с осторожностью относятся к российским комплектующим, тщательно проверяя их, перед тем как дать зеленый свет по дороге к конвейеру.
Именно поэтому сегодня калужские машины абсолютно тождественны немецким и чешским: в конечном итоге вы можете и не узнать, где собрана ваша «Октавия», пока не поинтересуетесь номером кузова.
В то же время локализация неизбежна: только наладив полный цикл производства и используя российские комплектующие, можно удержать привлекательную цену продукта. Кстати, ведь отечественные комплектующие – это, возможно, те же «Бош», «Мишлен» и другие марки, уже пришедшие в Россию.
Убеждены: если планы концерна в России воплотятся в жизнь, то «железки», сделанные в нашей стране, могут найти место под капотом любого «Фольксвагена» или иной дружественной марки, где бы машину не собирали – в Германии, Испании, Чехии, Словакии. Во всяком случае, основательный подход фирмы к автомобилям позволяет надеяться и на такое же отношение к комплектующим.
Так что все в России появится, шаг за шагом: сборка машин уже идет, потом полноценное производство, отечественные лампы, коврики, шины, потом, глядишь, электроника, детали двигателей и т.д. и т.п. И при этом качество машин из Калуги будет по-прежнему не ниже европейских автомобилей. Кстати, на одной модели концерна (увы, ее пока не делают в России) мы нашли высокочастотные динамики c маркировкой Philips – made in Ukraine.
…Вы только представьте перспективу - заглянуть под капот, скажем, «Бентли» и увидеть на корпусе фары: «Сделано в России».
«ШКОДЫ» В РЕДАКЦИИ ЗР
Открыла список модель 110R – 62-сильное заднемоторное купе. После года эксплуатации журнал подытожил: «Очень темпераментная комфортабельная машина с ярко выраженным спортивным характером» (ЗР, 1972, № 11). Спустя без малого 20 лет мы затеяли «сравнительное опробование» - прообраз тестов! – ВАЗ-21093 и «Шкоды-136L Фаворит». На чешскую модель многие глядели свысока, но журнал отметил ряд ее достоинств и главное – ту проработку мелочей, которой не хватало «девятке». ЗР, 2000, № 9: дешевая иномарка или отечественная машина? По сто тысяч прошли редакционные «Фелиция» и… вновь «девятка», к тому времени ставшая долгожителем. Жаль, что сейчас нет таких доступных «шкод»!